Эксперт: искусственный интеллект позволит лучше реставрировать древние документы

Научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Никита Башнин отметил, что на Конгрессе молодых ученых было бы "интересно пообщаться с IT-специалистами, которые создают программы по анализу больших данных"

МОСКВА, 30 ноября /ТАСС/. Использование цифровых технологий и искусственного интеллекта позволит ученым эффективнее расшифровывать и реставрировать древние архивные документы, сказал ТАСС старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Никита Башнин в преддверии II Конгресса молодых ученых, который пройдет 1 - 3 декабря 2022 года в Парке науки и искусства "Сириус".

"Заявленные темы конгресса очень интересны. Мне ближе - про историческую память, оцифровку архивов. С развитием искусственного интеллекта нельзя упускать возможность использовать этот способ анализа. Сейчас много молодежи занимается изучением истории ХХ века. Документов больше, и они легче читаются. Что касается Русского Средневековья, то здесь специалистов меньше, и молодежи тяжелее", - рассказал Башнин.

Как отметил историк, больше всего его коллеги традиционно общаются с филологами и литературоведами. "Очень много сохранилось литературных памятников, те же жития святых, и при анализе памятников того времени применяются те же методы, что и при анализе документов. Сейчас идет сотрудничество с химиками в плане реставрации, и с физиками, со специалистами в цифровых технологиях, эти области знания позволят более эффективно расшифровывать и реставрировать древние архивные документы", - сказал он.

Сам Башнин отметил, что ему на конгрессе было бы "очень интересно пообщаться и с компьютерщиками, с IT-специалистами, которые создают программы по анализу больших данных".

"На одном из предыдущих конгрессов мне было очень интересно послушать доклад математика и биолога, которые анализировали, как происходит изменение окраски у насекомых, у змей - как это описывается математическими формулами", - заметил историк.

Десятилетие науки и технологий

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Среди задач тематического Десятилетия - привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки для граждан России.

Организаторами Конгресса молодых ученых в 2022 году выступают Министерство науки и высшего образования РФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию и Фонд Росконгресс. Оператором Десятилетия науки и технологий выступает АНО "Национальные приоритеты". Конгресс будет проходить при поддержке титульного партнера - Федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства", титульного партнера - Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", стратегического партнера - ПАО "Россети", официального партнера - Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", официального партнера - ПАО Сбербанк.