Древнейшие амфибии Земли росли очень быстро в первые годы жизни

Это открытие ставит под сомнение все общепринятые представления о том, как менялся процесс роста древних земноводных по мере их эволюции, сообщила пресс-служба Филдовского музея
Рыба-тиктаалик Dotted Yeti/Shutterstock/FOTODOM
Рыба-тиктаалик
© Dotted Yeti/Shutterstock/FOTODOM

ТАСС, 28 ноября. Американские ученые выяснили, что уотчерии, одни из первых амфибий Земли, росли очень быстро на первых этапах жизни, что противоречит устоявшимся представлениям о медленном метаболизме древнейших земноводных существ. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Филдовского музея.

"Когда я открыла следы быстрого роста этих рептилий во время их детства и юности, я сразу же связалась с коллегами. Я сообщила им о том, что наше открытие ставит под сомнение все общепринятые представления о том, как менялся процесс роста древних земноводных по мере их эволюции", - заявила профессор университета Лойолы в Чикаго (США) Меган Уитни, чьи слова приводит пресс-служба Филдовского музея.

Точное время и история появления земноводных животных пока остаются загадкой для палеонтологов. Это связано с тем, что на время появления переходных форм между амфибиями и рыбами, около 370-350 млн лет назад, приходится так называемый провал Ромера. Он заключается в том, что останки первых амфибий и "рыбо-животных" по пока непонятным для нас причинам, крайне редко присутствуют в породах девонского и каменноугольного периода.

По этой причине нам известны лишь единицы причудливых животных этой эпохи, в том числе примитивные амфибии педерпес, уотчерия и акантостега, а также рыба-тиктаалик. Их останки были открыты в основном в последние десять лет благодаря раскопкам на севере Канады и США. Пока ученые не могут точно сказать, где жили эти примитивные четвероногие, чем они питались и какую роль они могли играть в древних экосистемах.

Жизнь древнейших амфибий Земли

Уитни и ее коллеги сделали большой шаг к раскрытию истории жизни этих древних амфибий в ходе изучения девяти недавно найденных останков уотчерии, крупного земноводного, жившего в тропических морях на месте современного севера США примерно 350-340 млн лет назад. Эти амфибии достигали длины примерно в два метра и предположительно являлись крупнейшими позвоночными хищниками своей эпохи.

Палеонтологи обратили внимание, что бедренные кости изученных ими уотчерий сохранились настолько хорошо, что внутри них присутствуют своеобразные "годичные кольца", возникающие внутри костной ткани в процессе ее роста. Опираясь на эту закономерность, ученые проанализировали и сравнили структуру и размеры этих "годичных колец" в костях молодых и взрослых особей уотчерий, что позволило им изучить процесс роста этих амфибий.

Изначально ученые ожидали, что "годичные кольца" в костях уотчерий будут примерно одинаковыми по размеру, что отражало бы медленный и равномерный процесс их роста, предположительно характерный для древних и современных амфибий и рептилий. Неожиданным образом оказалось, что уотчерии были больше похожи в этом отношении на современных птиц и млекопитающих - они быстро росли в первые годы жизни, однако затем процесс их роста резко тормозился.

Как предполагают ученые, быстрый рост в первые годы жизни помогал уотчериям достигнуть тех размеров, при которых они становились неуязвимыми для других хищников, а также могли легко охотиться на других обитателей суши и морей. Профессор Уитни и ее коллеги надеются, что последующие поиски и изучение других амфибий из "провала Ромера" поможет ученым понять, что заставило земноводных отказаться от этой стратегии выживания в последующие геологические эпохи.