В США создали РНК-вакцину от 20 подтипов гриппа

Команда уже сейчас готовится к проведению клинических испытаний вакцины с участием добровольцев

ТАСС, 24 ноября. Американские молекулярные биологи создали прототип РНК-вакцины от гриппа, защищающей организм животных и людей от заражения сразу двадцатью подтипами данной вирусной инфекции. Работа опубликована в журнале Science. О результатах в четверг сообщила пресс-служба университета штата Пенсильвания (UPenn).

Как и РНК-вакцины от COVID-19, препарат состоит из жировых наночастиц, которые содержат фрагмент РНК, кодирующий часть белков вируса гриппа. Эти наноструктуры могут проникать в клетки человека и заставлять их вырабатывать большое количество фрагментов белков вируса гриппа, что в теории приводит к формированию иммунной реакции на эту инфекцию.

Ключевая особенность вакцины в том, что она содержит генетические "инструкции", кодирующие белки оболочки не одного, а сразу 20 разновидностей вирусов гриппа.

Универсальная вакцина от гриппа

Все эти участки РНК кодируют фрагменты белка гемагглютинина, который играет ключевую роль в процессе проникновения вируса гриппа в клетки легких человека. Структура гемагглютинина отличается для разных вариаций вируса гриппа, в том числе для различных штаммов свиного и птичьего гриппа. В прошлом это не позволяло ученым создать универсальную вакцину от этой формы ОРВИ и заставляло их искать общие уязвимые точки, характерные для всех разновидностей вирусов гриппа.

Ученые не стали подбирать универсальную "мишень" для антител, а просто объединили в одной РНК-вакцине все распространенные вариации гемагглютинина. Работу этой прививки ученые проверили в опытах на хорьках и мышах, столь же предрасположенных к развитию тяжелых форм ОРВИ, как и человек.

Наблюдения показали, что вакцина полностью защитила грызунов и хищников от заражения теми штаммами гриппа, на базе чьих молекул гемагглютинина была построена экспериментальная РНК-прививка. Более того, она предотвратила гибель животных и при заражении редкими разновидностями вируса, чей гемагглютинин не был похож по структуре на 20 вариантов этого белка, закодированных в РНК-вакцине.

Как отмечают профессор Хенсли и его коллеги, их команда уже сейчас готовится к проведению клинических испытаний вакцины с участием добровольцев. Успешное завершение этих проверок безопасности и действенности РНК-прививки от гриппа позволит создать первое в мире универсальное средство для защиты здоровья пациентов от сезонных ОРВИ, подытожили ученые.