Штаммы проказы оказались способны ускорять регенерацию печени

ТАСС, 15 ноября. Британские и американские биологи обнаружили, что одна из разновидностей проказы, поражающая южноамериканских броненосцев, способна проникать в клетки печени животных и заставлять этот орган расти. Изучение этой особенности микробов позволит создать новые методы регенерации печени, сообщила во вторник пресс-служба Эдинбургского университета.

"Если мы сможем понять, как эта бактерия заставляет печень расти и при этом не провоцирует развитие рака и появление шрамов, то тогда мы сможем использовать эти знания для создания терапии, позволяющей восстанавливать поврежденные органы и обновлять стареющую печень", - заявил профессор Эдинбургского университета (Великобритания) Анура Рамбуккана, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Печень человека, в отличие от большинства других органов, способна восстанавливаться даже при достаточно сильных травмах и повреждениях. Это происходит благодаря тому, что ее клетки, гепатоциты, сохраняют способность к делению и начинают активно размножаться, если значительная часть печени повреждена. Этой особенностью печени активно пользуются трансплантологи при лечении тяжелых форм цирроза, гепатита и ряда других болезней, имплантируя половину печени донора в тело реципиента.

Несмотря на эти успехи, донорской печени на всех пациентов не хватает, что заставляет биологов и медиков искать альтернативные методики восстановления печени. К примеру, последние несколько лет биологи пытаются вырастить этот орган, используя стволовые клетки. Первые эксперименты такого рода уже были успешно реализованы на мышах и крысах.

Ключ к регенерации печени

Профессор Рамбуккана и его коллеги случайным образом выяснили, что нечто похожее происходит само по себе в печени южноамериканских девятипоясных броненосцев, крупных насекомоядных млекопитающих, зараженных проказой. Она вызывается палочкой Хансена (Mycobacterium leprae), бактерией, проникающей в клетки многих органов тела людей и млекопитающих и активно размножающихся внутри них.

В ходе наблюдений за развитием инфекции в теле броненосцев ученые обнаружили, что некоторые штаммы проказы, поражающие этих животных, способны вмешиваться в работу генов в некоторых типах вспомогательных нервных клеток и перепрограммировать их таким образом, что те начинают активно размножаться. Это расширяет "жизненное пространство" для Mycobacterium leprae и позволяет этим микробам активнее размножаться.

Данное открытие натолкнуло британских биологов на мысль проследить за тем, как споры этих бактерий будут менять работу других типов клеток тела броненосцев, в том числе и гепатоцитов печени. Руководствуясь этой идеей, ученые заразили нескольких животных проказой и удалили из их организма часть печени.

К большому удивлению биологов, попадание палочки Хансена в клетки поврежденной печени броненосцев привело к полному восстановлению этих органов. Это говорит о том, что дальнейшее изучение процесса "перепрограммирования" гепатоцитов при развитии проказы поможет ученым понять, как воспроизвести этот процесс без участия бактерий. Это приведет к созданию эффективных и безопасных методик регенерации печени, подытожили исследователи.