В ПГНИУ нашли генотипы, влияющие на результаты в спорте

По информации пресс-службы вуза, опыт проведенных генетиками исследований в дальнейшем можно применять для оценки потенциала детей, которых родители еще только планируют определить в спортивную секцию

ПЕРМЬ, 11 ноября. /ТАСС/. Ученые-генетики Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) выявили генотипы, влияющие на формирование различных физических качеств спортсменов, которые в дальнейшем определяют их результаты в спорте. Об этом ТАСС рассказали в пятницу в пресс-службе вуза.

"Исследования аллельных вариантов генов, которые связаны с формированием определенных физических качеств у спортсменов, проводятся уже не первый год. С их помощью можно правильно выстроить тренировочный процесс и избежать нагрузок, которые сложно переносить организму", - рассказала аспирант кафедры ботаники и генетики растений биологического факультета ПГНИУ Анна Вострикова.

По словам ученых, за основу брались именно гены спортсменов, которые занимаются ациклическими видами спорта, такими как единоборства, в которых отсутствуют повторяющиеся движения. В качестве объектов исследования генетики выбрали борцов самбо, дзюдо и каратэ в возрасте от 10 до 16 лет, которые занимаются в спортивных школах Перми. С помощью ПЦР-анализа ученые определили предрасположенность подростков к более явному проявлению некоторых физических качеств организма, например, скорости-силы или выносливости.

"По итогам исследования мы предоставляем отчет по генотипированию каждого спортсмена тренерам спортивных школ, воспитанники которых участвовали в эксперименте. Исходя из этой информации, тренер может понять, чем обусловлены неудачи или успехи единоборцев, как ребята предрасположены к различным видам нагрузок и почему некоторые из них покинули спорт. Стоит отметить, что результаты исследования отображают только генетическую предрасположенность, а есть еще различные морфологические, физиологические параметры и психологическое состояние организма, от которых также зависят успехи в спорте", - пояснила заведующая кафедрой ботаники и генетики растений ПГНИУ, доктор биологических наук Светлана Боронникова.

В университете отметили, что результаты эксперимента генетиков уже позитивно оценили тренеры пермских спортивных школ. По словам ученых, опыт проведенных исследований в дальнейшем можно применять для оценки спортивного потенциала детей, которых еще только планируют определить в спортивную секцию родители. Исследуя гены ребенка, ученые смогут предположить, справится ли организм со специфическими нагрузками и какие физические качества преимущественно будут формироваться у будущего спортсмена. На основе этих рекомендаций родители смогут подобрать наиболее оптимальный вид спорта для ребенка. Научная статья о проделанной работе генетиков ПГНИУ опубликована в зарубежном журнале Genes.

Кроме того, сейчас ученые Пермского университета занимаются исследованием возникновения сердечно-сосудистых заболеваний при интенсивных спортивных нагрузках. "Это исследование, несомненно, поможет многим спортсменам сохранить свое здоровье, а некоторым - свою жизнь. В данный момент уже есть возможность определить предрасположенность к подобным заболеваниям с помощью изучения полиморфизмов генов. Людям с такой предрасположенностью лучше уменьшить сильные физические и эмоциональные нагрузки", - рассказала профессор Светлана Боронникова.

Об университете

Пермский государственный национальный исследовательский университет был основан в 1916 году и является первым вузом на Урале. ПГНИУ - один из учредителей Ассоциации классических университетов России. На сегодняшний день здесь ведется обучение на 12 факультетах. Также в университете действует система непрерывного многоуровневого образования, включающая в себя среднее профессиональное, высшее, послевузовское и дополнительное образование.