Станцию для СКИФа, рекордно ускоряющую изучение материалов, создадут в Томске в 2024 году

ТОМСК, 9 ноября. /ТАСС/. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) вместе с рядом российских вузов и Институтов РАН создадут станцию "Микрофокус" для Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ), рассказал  ТАСС директор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Алексей Гоголев.

Она позволит вместо результата экспериментов на самых разных материалах увидеть непосредственно процессы, происходящие в веществе при его создании, что в разы сэкономит время ученых, проводящих фундаментальные исследования и расширит их архитектурные возможности инженерии новых материалов и веществ.

"Сейчас мы можем посмотреть только на результат экспериментов. Некоторые из них, чтобы получить значимый результат, с помощью текущих технологий мы делаем в течение года. А теперь благодаря станции "Микрофокус" это можно будет сделать в течение месяца или недели. Мы сможем визуализировать процесс и наблюдать, как выстраивается структура нового материала или происходит химическая реакция. При работе на "Микрофокусе" нам станет намного быстрее понятно, насколько та или иная гипотеза рабочая и нужно ли ее менять", - отметил Гоголев.

По его словам, пока в мировой практике нет таких установок. На станции мощный рентгеновский пучок синхротронного источника будет собран в крошечное фокусное пятно размером до 200 нанометров (вдвое толще человеческого волоса) и возможностью уменьшения еще в четыре раза в будущем.

Кроме того, исследования можно будет проводить в условиях больших давлений до 300 ГПа и сверхвысоких температур.

"Мы сможем заглянуть, что происходит в центре Земли. А чтобы смоделировать процесс, мы можем создать в лабораторных условиях такие напряжения и температуры в очень маленьком объеме. Для него нужен очень маленький пучок излучения с очень высокой интенсивностью, чтобы мгновенно увидеть, как развиваются процессы в таких условиях", - добавил Гоголев.

Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ, создание "Микрофокуса" планируется завершить летом 2024 года, чтобы к концу года запустить его в экспериментальном зале СКИФ. Станция будет весить более 70 тонн, ее стоимость оценивается более чем в 1 млрд рублей.

О СКИФе

Центр коллективного пользования (ЦКП) "СКИФ" - уникальный по своим характеристикам источник синхротронного излучения поколения 4+, который представляет собой ускоритель, где частицы движутся по кольцу в вакууме почти со скоростью света, а мощные электромагниты придают им энергию и задают траекторию движения. Его можно сравнить с огромным микроскопом, в котором исследователям доступно большое количество методов физико-химического анализа для проведения исследований по материаловедению, медицине и многим другим направлениям.

"СКИФ выступает флагманским проектом, на котором отрабатывается очень широкий спектр технологий и вокруг которого формируется сообщество научных и высокотехнологичных организаций, способных решать подобного рода задачи", - уточнил директор Института катализа СО РАН, академик РАН Валерий Бухтияров.

"СКИФ" создается по указу президента РФ в рамках нацпроекта "Наука и университеты" для развития современной отечественной сети источников синхротронного излучения нового поколения.