В ПНИПУ нашли способ продлить службу спецтехники с помощью "выращенных" электродов

Он позволяет не только обеспечить требуемый макрорельеф на малогабаритных участках рабочих поверхностей изделия без применения лезвийного стержневого инструмента, но и создать микрорельеф внутри канавок, который способствует дополнительному эффекту удерживания смазывающего вещества

ПЕРМЬ, 9 ноября. /ТАСС/.  Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) создали инструмент с "выращенным" электродом, позволяющий увеличить срок службы сложного оборудования для нефтедобычи. Инструмент позволяет наносить более точный рельеф маслоудерживающих канавок на детали, что улучшает водостойкость изделий и сокращает износ их поверхностей, рассказали ТАСС в среду в пресс-службе ПНИПУ.

"Маслоудерживающий рельеф в виде канавок наносится на поверхность высоконагруженных изделий специального назначения, таких как строительная техника или оборудование для нефтедобычи, с помощью алмазного или твердосплавного инструмента, что является экономически и технологически нерациональным. Ученые политеха нашли способ обойти эти ограничения с помощью технологии электроэрозионной обработки с применением электродов, полученных технологией 3D-печати. Используя метод послойного наложения, ученые создали металлический инструмент с требуемым рельефом торцевой поверхности", - рассказали в вузе.

По словам ученых, для проведения эксперимента были изготовлены электроды разной формы. С их помощью исследователям удалось перенести на выбранную поверхность заданный узор со сложной макро- и микрогеометрией.

"Применение "выращенного" электрода позволяет не только обеспечить требуемый макрорельеф на малогабаритных участках рабочих поверхностей изделия без применения лезвийного стержневого инструмента, но и создать микрорельеф внутри канавок, который способствует дополнительному эффекту удерживания смазывающего вещества. Так как технология электроэрозионной обработки позволяет обрабатывать токопроводящие материалы независимо от их физико-механических характеристик, то применение "выращенных" электродов-инструментов позволит существенным образом расширить технологические возможности данного процесса", - пояснил ведущий научный сотрудник Центра аддитивных технологий, доцент кафедры инновационных технологий машиностроения ПНИПУ, кандидат технических наук Тимур Абляз.

Он также отметил, что эксперимент доказал эффективность создания необходимой шероховатости таким способом. "Это значит, что с его помощью можно улучшить водостойкость деталей и износостойкость поверхностей", - сказал ученый.

Исследование разработчиков политеха было выполнено в рамках программы академического стратегического лидерства "Приоритет-2030". Результаты работы ученых из Перми опубликованы в журнале "Materials" за 2022 год (№15).

О программе и университете

В 2021 году ПНИПУ стал обладателем гранта "Приоритет-2030" в размере 100 млн рублей. "Приоритет-2030" является самой масштабной в истории России программой государственной поддержки и развития высших учебных заведений, цель которой - формирование к 2030 году в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет был основан в 1953 году и является правопреемником и продолжателем традиций Пермского горного института и Пермского политехнического института. Сейчас это многопрофильное высшее учебное заведение, обеспечивающее подготовку и переподготовку кадров в технических, технологических, естественнонаучных, экономико-управленческих, гуманитарных, социальных специальностях и направлениях высшего образования.