Свыше 60% компостируемого пластика на самом деле не разлагается

Только 34% отходов полностью разложились за несколько месяцев эксперимента

ТАСС, 3 ноября. Британские экологи выяснили, что свыше 60% компостируемого и биоразлагаемого пластика не разлагается при попадании в компостные ямы и на свалки. Все эти полимеры попадают в почвы и грунтовые воды, пишут исследователи в журнале Frontiers in Sustainability.

Каждый год в сточные воды и на свалки попадает примерно 300 млн тонн пластикового мусора, большая часть которого не разлагается микробами и остается в почти нетронутом виде на протяжении десятков и даже сотен лет. По этой причине последние полвека экологи и океанологи часто в шутку называют "пластиковым периодом" из-за огромного количества микрофрагментов полимеров в водах мирового океана.

Сейчас химики и инженеры-технологи пытаются бороться с этой проблемой при помощи разных форм биоразлагаемого и компостируемого пластика. Подобные полимерные продукты, по словам их разработчиков, почти полностью разлагаются в компостных ямах или на свалках, благодаря чему они причиняют минимальный ущерб природной среде и человеческому здоровью.

Новые проблемы переработки пластика

Команада попросила 9,7 тыс. жителей Великобритании сфотографировать пластиковую продукцию, которая присутствует у них дома, что помогло ученым определить частоту попадания продуктов из биоразлагаемого и компостируемого пластика в домашние хозяйства. Опираясь на эти сведения, ученые пригласили часть добровольцев принять участие в экспериментах по разложению пластика.

Для этого экологи попросили участников отобрать несколько единиц разлагаемой пластиковой продукции и закопать ее в своей компостной яме. В последующие недели и месяцы исследователи и участники эксперимента отслеживали изменения в состоянии перерабатываемого пластика и оценивали то, насколько хорошо он разлагался. В этих опытах добровольцы использовали как обычные компостные ямы, так и специальные установки для домашней утилизации биоразлагаемых материалов.

Наблюдения показали, что лишь 34% изученных фрагментов пластика полностью исчезли за несколько месяцев эксперимента, тогда как остальные 66% разрушились лишь частично, причем только 11% пластиковых изделий превратилось в набор мелких, а не крупных фрагментов. Это ставит под сомнение возможность и целесообразность утилизации пластика в домашних условиях, подытожили ученые.