Все новости

Боязнь негативной оценки от собеседника мешает учить иностранные языки

Специалисты надеются, что их исследование поможет преподавателям сделать изучение второго языка более эффективным

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Российские психологи выяснили, что страх перед негативной оценки со стороны собеседника это одно из главных препятствий для быстрого освоения нескольких иностранных языков. Об этом во вторник сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

"Интересно, что изучающие второй иностранный язык боятся именно негативной оценки собеседника, а не экзаменов и не общения в принципе. Главный шаг на пути к успеху в изучении иностранного языка в таком случае - признать, что этот страх есть, и осознать, что вы в этом не одиноки", - заявила научный сотрудник НИУ ВШЭ (Москва) Асия Ержанова, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Языковый барьер сегодня считается одним из главных препятствий для освоения иностранных языков. Так называют набор психологических комплексов, которые мешают людям запоминать слова, а также правила грамматики и произношение, характерные для плохо знакомых им языков.

Ержанова и ее коллеги заинтересовались тем, как на развитие языкового барьера и скорость его преодоления влияет предыдущий опыт изучения иностранных языков. Руководствуясь этой идеей, ученые собрали группу из 152 русскоязычных добровольцев, каждый из которых владел тремя языками, и провели среди них серию опросов, нацеленных на изучение их психологического состояния.

Природа языкового барьера

В ходе этих опросов, как отмечают исследователи, они учитывали то, какой тип новых иностранных языков изучают респонденты - близкие к тем, которые они уже знают, или совершенно новый язык. Примером первого служит изучение немецкого или испанского в дополнение к английскому языку, а второго - изучение корейского или другого восточного наречия после освоения английского.

И те, и другие добровольцы ответили на набор вопросов, нацеленных на оценку того, насколько сильно они боятся общаться с носителями тех языков, которые они изучают, волнуют ли их негативные оценки и неудачи в освоении этих наречий, а также то, насколько они готовы проходить различные формы формальной оценки уже полученных знаний.

Эти опросы показали, что и те, и другие добровольцы больше всего опасались негативной оценки со стороны других участников диалога с ними, а не плохих результатов на экзаменах или самого факта общения с иностранцами или людьми, хорошо владеющими языками. При этом ученые обнаружили, что такие страхи были в меньшей степени характерны для добровольцев, изучавших схожие, а не очень разные языки.

Как надеются исследователи, собранные ими сведения помогут преподавателям иностранных языков сделать процесс изучения второго иностранного более эффективным. В частности, учителя должны интересоваться у обучаемых, изучали ли они другие языки, и при обучении ориентироваться на сходства в звуках и общие морфемы. Это поможет их ученикам быстрее избавиться от страха, подытожили ученые.