В РФ в 2024 году могут создать первичный эталон единицы числа копий последовательности ДНК

В Росстандарте отметили, что необходимость разработки эталона обусловлена широким внедрением в лабораторную медицину методов ДНК-диагностики

МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии (ВНИИМ) имени Д. И. Менделеева рассчитывает в 2024 году создать государственный первичный эталон единицы числа копий последовательности ДНК. Об этом сообщили ТАСС во вторник в пресс-службе Росстандарта.

"Работы по созданию эталона планируется завершить в 2024 году. Как показывают результаты ВНИИМ в ключевых сличениях, проводимых в 2021-2022 годах консультативным комитетом по количеству вещества Международного бюро мер и весов на высшем уровне точности CCQM-K86d и CCQM-K176, метрологические характеристики эталона будут соответствовать зарубежным аналогам государственных метрологических центров ведущих стран мира", - говорится в сообщении.

Как отметили в ведомстве, необходимость разработки эталона обусловлена широким внедрением в лабораторную медицину методов ДНК-диагностики, обеспечивающих возможность определения содержания инфекционных агентов за счет измерений числа копий последовательностей их геномов. Пандемия коронавируса и применение технологий полимеразной цепной реакции (ПЦР) для оценки вирусной нагрузки потребовало обеспечения единства измерений числа копий последовательности нуклеотидов.

"Необходимость обеспечения единства измерений и достижение требуемой точности в этом виде измерений обусловлена также растущим применением технологий, связанных с манипуляциями с ДНК в самых разных отраслях экономики Российской Федерации, в том числе в биотехнологии, судебной медицине, ветеринарии, пищевой промышленности и сельском хозяйстве, при проведении санитарного контроля и в других сферах хозяйственной деятельности", - заявил генеральный директор ВНИИМ имени Д. И. Менделеева Антон Пронин, чьи слова приводятся в сообщении.

В состав эталона войдет система для цифровой капельной ПЦР (цкПЦР) и оборудование для таргетного секвенирования - генетический анализатор "Нанофор-05", разработанный Институтом аналитического приборостроения РАН и компанией "Синтол". Генетический анализатор предназначен в первую очередь для направленного исследования последовательности нуклеотидов, определяющего первичную структуру фрагмента ДНК. Оборудование для цкПЦР предназначено для измерений концентрации копий последовательности ДНК, при этом для повышения точности измерений в состав эталона включено оборудование для измерений объема капель.

Подобными эталонными установками, основанными на применении оборудования для цифровой ПЦР, располагают все национальные метрологические институты, принимающие в настоящее время участие в ключевых сличениях консультативного комитета по количеству вещества Международного бюро мер и весов: Великобритании, США, ЕС, Германии, Кореи, Австралии, Китая, Турции и других.