Соглашение РФ и КНР по созданию научной лунной станции будет скоро подписано

Российские и китайские ученые за год совместной работы определили девять приоритетных научных тем для сотрудничества, отметил директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович

ТАСС, 13 октября. Официальное соглашение по созданию Международной научной лунной станции (ILRS) будет в ближайшее время подписано представителями России и Китая. Об этом в среду сообщил глава российской группы экспертов ILRS, директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович на XIII Московском симпозиуме по изучению Солнечной системы.

"Еще в прошлом году был подписан меморандум между Россией и КНР о сотрудничестве в области проработки планов по созданию Международной научной лунной станции. Сотрудничество планомерно развивается, работают наши совместные научные группы, а в ближайшее время будет подписано полноценное соглашение по реализации этой программы", - отметил Петрукович.

По его словам, российские и китайские ученые за год совместной работы определили девять приоритетных научных тем для сотрудничества, для разработки которых были созданы подгруппы экспертов. В их число вошли проблемы, связанные с лунной топографией и геологией, внутренней структурой, химией, окололунным пространством, а также возможная постройка лунных телескопов и научных приборов для наблюдения за Землей и открытым космосом, а также поиска частиц легкой темной материи.

В рамках первой фазы реализации проекта российские и китайские партнеры планируют использовать миссии из программ "Чанъэ" и "Луна" для проведения разведки и сбора данных, необходимых для реализации программы сотрудничества. В частности, как отметил Петрукович, три ближайших миссии в рамках программы "Луна" помогут ученым выбрать наиболее оптимальное место для постройки базы с точки зрения доступности ресурсов и научной целесообразности. По словам Петруковича, эксперты пока не пришли к консенсусу, будет ли база построена в одной точке или разнесена в пространстве, что оптимально с точки зрения проведения астрофизических исследований.

Для поиска ответов на эти вопросы российские и китайские ученые подготовили 14 предложений по совместному проведению исследований в рамках миссий "Чанъэ" и "Луна", в том числе связанных с поисками запасов воды на Луне и изучением свойств реголита, лунной почвы. В рамках второй фазы реализации проекта, которая начнется в 2026 году, ученые будут работать над проверкой систем жизнеобеспечения, а также заниматься разработкой систем для доставки тяжелых грузов на Луну, что необходимо для постройки базы и ее компонентов на поверхности спутника Земли. Постройка базы завершится в 2035 году.

Как добавил Лю Гуан, профессор Института аэрокосмических информационных исследований КАН (Пекин), Международная научная лунная станция будет использоваться для проведения уникальных исследований Земли, в том числе наблюдений за состоянием ледников, уровнем выбросов парниковых газов, движением глобального "конвейера течений" в Мировом океане и других глобальных процессов, затрагивающих всю планету в целом. Это дополнительно повышает ценность постройки базы на поверхности Луны.

Международное освоение Луны

В ноябре 2017 года Роскосмос и Китайское национальное космическое управление (CNSA) договорились о программе сотрудничества на 2018-2022 годы. Она включает шесть разделов, посвященных изучению Луны и дальнего космоса, космической науке и связанным с ней технологиям, спутникам и их применению, элементной базе и материалам, взаимодействию в области данных дистанционного зондирования Земли. Для реализации этой программы были сформированы рабочие подгруппы.

В марте прошлого года экс-глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и глава CNSA Чжан Кэцзянь подписали меморандум о взаимопонимании для продвижения сотрудничества и реализации совместного проекта по созданию Международной научной лунной станции. Позже некоторые другие ведущие космические агентства мира заявляли о наличии у них интереса к присоединению к ILRS.