Зонд BepiColombo измерил один из ключевых параметров теории относительности

Точность замеров удалось повысить примерно в 5-10 раз

МОСКВА, 11 октября. /ТАСС/. Международная миссия BepiColombo точно измерила так называемый параметр Эддингтона, ключевую постоянную теории относительности Эйнштейна, которая отражает то, насколько сильно искривляется пространство-время под действием массивных объектов. Эти сведения были получены в ходе летнего сближения зонда с Меркурием, сообщил во вторник научный руководитель проекта BepiColombo Йоханнес Бенкхофф на XIII Московском симпозиуме по изучению Солнечной системы.

"Уникальная траектория полета нашей миссии позволила нам проследить за тем, как различные массивные объекты Солнечной системы, в том числе Меркурий и Солнце, искривляют пространство-время вокруг себя. Для этого мы проследили за тем, как менялись свойства радиосигнала, которым обменивается BepiColombo с Землей, в те моменты времени, когда массивные объекты находились между аппаратом и наземными станциями связи", - пояснил Бенкхофф.

В соответствии с теорией относительности Эйнштейна, любое скопление материи большой массы, в том числе и темной, взаимодействует со светом и электромагнитными волнами и заставляет их искривляться примерно таким же образом, как это делают обычные оптические линзы. В некоторых случаях искривление пространства помогает астрономам увидеть сверхдалекие объекты, которые были бы недоступны для наблюдения с Земли без помощи подобных гравитационных линз.

Впервые этот эффект был продемонстрирован на практике в рамках эксперимента по проверке теории относительности Эйнштейна, который был организован в 1919 году известным британским астрономом Артуром Эддингтоном. Он и его коллега Фрэнк Дайсон проследили во время одного из солнечных затмений за тем, как притяжение Солнца искривляло свет звезд, которые были расположены рядом с закрытым диском светила.

Как отметил Бенкхофф, участники миссии BepiColombo провели сразу три подобных эксперимента за последние полтора года. В их рамках ученые проследили за тем, как притяжение Солнца влияло на частоту, задержку и другие свойства сигнала, при помощи которого зонд поддерживает связь с Землей. Эти замеры помогли астрономам значительно повысить точность вычисления параметра Эддингтона, прошлое значение которого было получено в рамках аналогичных замеров на борту зонда "Кассини", исследовавшего Сатурн и его луны.

"В ближайшее время мы опубликуем наши расчеты в одном из рецензируемых научных журналов, однако уже сейчас можно говорить о том, что нам удалось примерно в 5-10 раз повысить точность замеров параметра Эддингтона по сравнению с результатами, которые получили наши коллеги, работавшие с аппаратом "Кассини-Гюйгенс". Можно сказать, что мы уже выполнили одну из целей нашей миссии еще до выхода на стабильную орбиту вокруг Меркурия", - подытожил Бенкхофф.

Тайны первой планеты

Программа BepiColombo выполняется с 2008 года совместными усилиями ЕКА и JAXA. В ходе миссии к Меркурию должны быть доставлены два орбитальных аппарата, задачей которых станет всестороннее изучение ближайшей к Солнцу планеты и окружающего пространства, включая исследование невидимой с Земли стороны Меркурия. Согласно плану, зонды должны достичь цели к декабрю 2025 года после их успешного вывода на орбиту Земли в октябре прошлого года.

Ряд научных приборов, установленных на борту двух аппаратов BepiColombo, разработаны при участии российских специалистов. В частности, ученые из Института космических исследований РАН участвовали в создании комплекса MGNS, состоящего из двух нейтронных спектрометров. Они помогут ученым раскрыть несколько самых больших тайн Меркурия, в том числе то, есть ли вода в кратерах на его полюсах, если да, то как она туда попала, а также содержатся ли различные летучие вещества в недрах планеты.