Необходимость создания дрейфующих станций для изучения Арктики связана с отсутствием суши в центральной части Северного Ледовитого океана, пригодной для устройства постоянных наблюдательных пунктов. Официальное открытие первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс" состоялось 6 июня 1937 года. На фото: начальник дрейфующей станции "Северный полюс-1" Иван Папанин и пес по кличке Веселый
© Фотохроника ТАСС Размер льдины составлял 3 на 5 км, толщина - 3 м. Помимо Папанина, в экспедицию вошли метеоролог и геофизик Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Ширшов. Ученые и пес Веселый провели на льдине 274 дня
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип План воздушной экспедиции на Северный полюс и основания там станции еще в 1936 году изложил исследователь Отто Шмидт. На фото Шмидт и Папанин на ледоколе "Ермак", 1938 год
© Фотохроника ТАСС/Сергей Лоскутов С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась. Вскоре полярникам пришлось послать радиограмму, в которой говорилось, что экспедиция находится на обломке длиной 300 м, шириной 200 м и что наметилась трещина под жилой палаткой. На спасение полярников были направлены пароход "Мурманец", а затем и ледоколы "Мурман" с "Таймыром". Последние два сняли папанинцев с льдины. На фото: летчик Геннадий Власов, Папанин и начальник экспедиции по спасению папанинцев на ледоколе "Таймыр" Ананий Остальцев
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип Дрейфующая станция "Северный полюс" закончила свою работу 19 февраля в 17.30. На фото: руководитель станции Иван Папанин (с киноаппаратом) и летчик Геннадий Власов, февраль 1938 года
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип Ледокол "Таймыр", самолет летчика Власова и пес Джон, прибывшие для снятия с льдины экспедиции Ивана Папанина
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип Встреча героев-папанинцев по возвращении с первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс". Иван Папанин с ледокола "Ермак" приветствует спортсменов, 1938 год
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип Папанинцы и экипаж ледокола "Ермак", 1938 год
© Фотохроника ТАСС/Сергей Лоскутов Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены общему собранию АН СССР 6 марта 1938 года. За выдающийся подвиг четверым полярникам было присвоено звание Героев Советского Союза. На снимке: встреча у льдины. В центре - четверка папанинцев
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип Митинг на Комсомольской площади, посвященный встрече победителей Северного полюса. Слева направо: Иван Папанин, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель, 1938 год
© Фотохроника ТАСС/Федор Кислов Письма, пришедшие начальнику дрейфующей станции "Северный полюс" Ивану Папанину
© Фотохроника ТАСС/Яков Халип После экспедиции Иван Папанин работал начальником Главсевморпути, с 15 октября 1941 года - уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Белом море
© Фотохроника ТАСС/Владимир Савостьянов В 1951 году Папанина назначили главой отдела морских экспедиционных работ при президиуме Академии наук СССР. Под его руководством в научно-исследовательское судно был переоборудован грузопассажирский теплоход "Витязь". На фото: Папанин во время посещения "Витязя", 1982 год
© Фотохроника ТАСС/Евгений Шулепов Иван Папанин во время встречи флагманского корабля советской антарктической экспедиции "Обь". Справа от Папанина - капитан дизельного электрохода "Обь" Иван Ман
© Фотохроника ТАСС/Николай Науменков Встреча научно-исследовательского судна "Витязь" из экспедиции, посвященной исследованию дна Средиземного моря в районе острова Кипр. Слева направо: начальник экспедиции профессор Виктор Ястребов, Герой Советского Союза Иван Папанин, капитан судна "Витязь" Николай Апехтин и заместитель начальника экспедиции Онищенко, 1982 год
© Фотохроника ТАСС/Евгений Шулепов