Биологи испытали ДНК-вакцину от SARS-CoV-2 на базе белков вируса, поражающего картофель

Иммунная система грызунов выработала антитела в ответ на прививку. Ученые планируют провести клинические испытания препарата

ТАСС, 7 октября. Исследователи из Белоруссии и стран Европы разработали ДНК-вакцину от SARS-CoV-2, основой для которой послужили белки оболочки вируса PVX, поражающего картофель, табак и другие родственные им растения. Результаты испытаний двух прототипов этой вакцины на мышах и кроликах опубликованы в статье в электронной библиотеке bioRxiv.

"Мы разработали новые ДНК-вакцины от коронавируса, основанные на базе ключевого фрагмента S-белка оболочки SARS-CoV-2, соединенного с пептидами вируса картофеля PVX. Опыты на культурах иммунных клеток и животных показали, что вакцины заставляют их вырабатывать антитела, способные нейтрализовать различные вариации штамма омикрон", - пишут исследователи.

Группа белорусских и европейских молекулярных биологов под руководством Дмитрия Дормешкина, старшего научного сотрудника Института биоорганической химии НАН Белоруссии в Минске, разработала новый тип вакцины от коронавируса, основой для которой служат белки оболочки другого патогена - вируса PVX, поражающего картофель и некоторые другие растения из семейства пасленовых.

Как отмечают исследователи, они обратили внимание на то, что так называемый RBD-блок, ключевой фрагмент S-белка оболочки SARS-CoV-2 и основа для большинства существующих вакцин от коронавируса, обладает низкой иммуногенностью из-за его короткой длины. Ученые предположили, что эту проблему можно исправить, если соединить RBD с другим вирусным пептидом, вызывающим иммунную реакцию.

ДНК-вакцина от коронавируса

Белорусские и европейские биологи соединили RBD одного из вариаций штамма омикрон с некоторыми белками оболочки вируса PVX. Проверив работу нескольких подобных конструкций на культурах иммунных клеток, ученые подготовили ДНК-"шаблон". При проникновении в человеческие клетки он заставляет их синтезировать и выделять фрагменты оболочки PVX, содержащих молекулы RBD. Это привлекает внимание иммунитета.

Работу прототипа вакцины ученые проверили на двух десятках здоровых мышей и десяти кроликах, в чей организм ученые ввели два разных варианта ДНК-вакцины и затем обработали место инъекции при помощи специальной системы, способствующей проникновению ДНК в клетки. Через две недели Дормешкин и его коллеги забрали пробы крови, извлекли из них антитела и изучили их взаимодействия с частицами SARS-CoV-2.

Эти замеры подтвердили, что оба прототипы вакцины заставили иммунную систему грызунов выработать антитела к коронавирусу, способные соединяться с штаммом омикрон, а также с другими разновидностями SARS-CoV-2. Также ДНК-прививки поспособствовали развитию клеточного иммунного ответа. Как надеются ученые, в ближайшее время начнутся клинические испытания созданных ими препаратов.

Следует добавить, что статья, о которой рассказывается в этой новости, представляет собой так называемый препринт. Это означает, что ее не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.