Создан подход для оценки последствий развития бокового амиотрофического склероза

Специалисты проекта Human Brain намерены изобрести механизм, позволяющий использовать замеры "функционального репертуара" мозга для персонализированного подбора терапии

ТАСС, 30 сентября. Ученые из Европы и Австралии создали новый подход, позволяющий оценить последствия развития бокового амиотрофического склероза (БАС), опасной нейродегенеративной болезни, и подбирать оптимальную стратегию по замедлению ее развития. Об этом сообщила в пятницу пресс-служба проекта Human Brain.

"Это открытие поможет нам точнее отслеживать то, как различные экспериментальные терапии будут воздействовать на мозг больных. Наша конечная цель - создать подход, позволяющий использовать замеры "функционального репертуара" мозга для персонализированного подбора терапии для носителей бокового амиотрофического склероза", - заявил научный сотрудник проекта Human Brain Пьеропауло Соррентино, чьи слова приводит пресс-служба организации.

Боковой амиотрофический склероз - тяжелое неизлечимое заболевание центральной нервной системы, которое приводит к параличу конечностей и атрофии мышц. Различные химические препараты и терапии могут лишь незначительно замедлить развитие болезни, и ученые до сих пор не знают точных причин ее появления, что мешает созданию систем диагностики БАС.

Как правило, больные умирают от отказа легких через 2-5 лет после постановки диагноза. Лишь британский астрофизик Стивен Хокинг и его соотечественник гитарист Джейсон Беккер смогли избежать подобной судьбы из-за резкого замедления развития болезни. Ученый сопротивлялся ей на протяжении более полувека, постепенно теряя остатки подвижности, пока не умер в марте 2018 года из-за остановки дыхания.

Новый подход к диагностике болезни

Разработка лекарств и терапий от БАС, как отмечает Соррентино, осложнена тем, что ученые пока не могут точно предсказать, как будет развиваться болезнь у того или иного пациента в ближайшие месяцы и годы. Это, в свою очередь, не позволяет им оценивать эффективность препаратов и подходов, потенциально замедляющих развитие бокового амиотрофического склероза.

Соррентино и его коллеги по проекту Human Brain, основанному в 2013 году для изучения структуры и работы человеческого мозга, приблизились к решению этой проблемы в ходе наблюдений за работой нервной системы 42 здоровых людей и 42 носителей БАС различной степени тяжести. В ходе этих опытов ученые отслеживали небольшие сдвиги в активности мозга при помощи системы магнитной энцефалографии.

Эти наблюдения указали на то, что скорость развития бокового амиотрофического склероза и тяжесть его симптомов заметным образом влияют на вариативность сигналов, которые мозг пациента вырабатывает в ответ на различные стимулы. Этот параметр, который ученые назвали "функциональным репертуаром", отражает то, насколько гибко мозг приспосабливается к нарушениям в его работе, порожденным гибелью нейронов.

Последующие наблюдения показали, что замеры "функционального репертуара " позволяют предугадать то, как быстро будет развиваться БАС у пациента в последующие месяцы и годы, а также оценить то, насколько сильно эта болезнь будет проявлять себя в поведении и жизни человека. Как считают Соррентино и его коллеги, это можно использовать не только для быстрой диагностики БАС, но и для оценки эффективности экспериментальных лекарств и терапий от этой болезни.