Ученые впервые обнаружили шершней на севере Архангельской области

По словам директора ФИЦКИА Ивана Болотова, произошло смещение ареала на 500-700 км

АРХАНГЕЛЬСК, 26 сентября. /ТАСС/. Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Уральского отделения РАН (ФИЦКИА, Архангельск) впервые обнаружили шершней в северной части Архангельской области. Это севернее предыдущих находок на 500-700 км, рассказал ТАСС директор ФИЦКИА, ученый-энтомолог, член-корреспондент РАН Иван Болотов в понедельник.

"Созданные энтомологами карты, отражающие ареал этого насекомого, ранее не охватывали север и центральную часть Архангельской области. Сотрудники ФИЦКИА обнаружили гнездо шершней в деревне Кеницы (Луковецкое поселение, Холмогорский район). Были устные свидетельства о находке шершней в районе Двинского Березника и более южных районах Архангельской области, типа Котласского района - крайний юг, на границе с Вологодской областью. Можно говорить о смещении ареала на 500-700 км", - сказал Болотов.

Шершень обыкновенный (лат. Vespa crabro - "оса шершень") - крупная, до 35 мм длиной оса, распространенная в умеренном географическом поясе Евразии, на Дальнем Востоке и частично в Северной Америке. По словам Болотова, в своей практике он никогда не встречал живых шершней на территории Архангельской области. Впрочем, в 1990-е годы в коллекциях кафедры зоологии Поморского государственного университета имелись единичные образцы Vespa crabro, которые были собраны на юге региона.

Гнездо шершней в хозяйственной деревянной постройке заметили сотрудники лаборатории глубинного геологического строения и динамики литосферы ФИЦКИА, которые ведут наблюдения на территории Холмогорского тектонического узла.

Шершни строят гнезда из пережеванной, смоченной слюной древесины и коры. Материал напоминает папье-маше. С наступлением осенних холодов самцы погибают, а самки (матки) приступают к поиску мест для зимовки чаще всего под корой и в дуплах деревьев. Выжившие женские особи весной начинают формировать колонии, выстраивая гнезда и откладывая туда яйца. "Посмотрим, перезимуют шершни или нет. Если они успешно перезимуют, следующим летом они могут быть многочисленны в Холмогорском районе", - отметил Болотов. По словам ученого, распространение шершней может нести определенные риски для пасек. "Наличие многочисленных колоний шершней вокруг пасек - это определенные риски создаст, они как хищники выступают в данном случае, - добавил он. - Влияние на пасеки, на пчеловодство может быть существенным".

По словам ученого, жителям районов, где поселились шершни, надо быть осторожными при посещении лесов, потому что эти осы могут нападать при приближении человека к гнезду, а их укусы могут вызвать серьезные аллергические реакции вплоть до анафилактического шока.

Продвижение бабочек

Кроме шершней, на север Архангельской области существенно продвинулись и другие виды насекомых. В окрестностях Архангельска была замечена бабочка синяя орденская лента (лат. Catocala fraxini). Экземпляры были собраны в темное время суток в СНТ "Ново-Иласское" Приморского района на выезде из Архангельска. Бабочек привлек яркий свет.

Болотов пояснил, что этот вид также был характерен для южных районов региона. По словам ученого, обнаруженные под Архангельском бабочки были местными: яйца были отложены самками еще в прошлом сезоне, а бабочки вылупились из куколки и развились непосредственно на окраине областного центра. "В реальном времени мы сейчас можем наблюдать продвижение ареала некоторых насекомых на север. Климат теплеет, нынешнее лето было жарким, более южные виды мы видим уже в северной части области", - объяснил он продвижение насекомых на сотни км на юг.