Все новости

В ВШЭ разработали новый подход для оценки мотивации

Исследователи надеются, что методика поможет понять почему люди совершают те или иные поступки

МОСКВА, 27 сентября. /ТАСС/. Психологи из России разработали новый подход для изучения мотивации людей, основанный на попарном сравнении, он превосходит общепринятые рейтинговые шкалы при анализе иерархии мотивов действий. Об этом во вторник сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ со ссылкой на статью в журнале Frontiers in Psychology.

"Исследователи из НИУ ВШЭ и Государственного института русского языка имени Пушкина показали, что при изучении мотивации лучше использовать попарное сравнение, нежели рейтинговые шкалы. Это связано с тем, что многие люди не могут выстроить иерархию своих мотивов", - говорится в сообщении.

Один из главных инструментов психологов при проведении исследований - шкала Ликерта. Так ученые называют набор опросов, в рамках которых они предлагают респондентам изучить набор из нескольких утверждений и отметить насколько они согласны с ними по шкале от одного до пяти баллов. Сравнивая и изучая ответы добровольцев, исследователи пытаются понять, какие мотивы руководят участниками опросов при выполнении действий.

Группа российских психологов под руководством Юлии Тюменевой, старшего научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ в Москве, открыла первые свидетельства того, что шкала Ликерта во многих случаях не способна решить эту задачу, что вынудило их разработать альтернативный подход для оценки мотивации. Ученые пришли к такому выводу в ходе изучения мнений 250 добровольцев из числа студентов ВШЭ.

Новая шкала мотивации

В рамках эксперимента ученые подготовили несколько опросов и изучили то, насколько хорошо разные люди упорядочивают мотивы своих действий и ощущают относительную разницу между ними. Для этого они разработали психологический аналог игры "камень, ножницы, бумага", в рамках которой добровольцы попарно сравнивали три разных мотива.

Анализ показал, что около 40% респондентов не могли стабильно упорядочить мотивы действий при попарном сравнении. Это выражалось в том, что для них первый мотив был сильнее второго, второй - сильнее третьего, но при этом третий был сильнее первого, аналогично тому, как это происходит в "камне, ножницах, бумаге". В подобных условиях, как отмечают Тюменева и ее коллеги, шкала Ликерта не работает.

"Респонденты, которые не могут упорядочить мотивы, остаются "невидимыми" для шкалы Ликерта. Из-за этого в большом числе случаев мы работаем с нерелевантными количественными результатами, потому что считать баллы для подобных респондентов просто бессмысленно", - пояснила Тюменева.

Руководствуясь этой идеей, российские ученые разработали собственный подход для оценки иерархии мотивов, построенный на базе попарных сравнений. Его применение, как надеются психологи, поможет другим ученым более точно раскрывать причины, по которым люди совершают различные поступки или же отказываются от действий.