В археологическом комплексе "Гнездово" обнаружили редкий погребальный сосуд X века

Внутри нашли останки мужчины старше 40 лет, планируется исследовать его ДНК

ТАСС, 24 сентября. Археологи обнаружили в одном из разрушенных в X веке курганов в Гнездове под Смоленском погребальный сосуд раннеславянской Роменской культуры, которая была распространена по левобережью Днепра в VIII-X веках. Находка уникальна тем, что имеет полную сохранность, это является большой редкостью, рассказал ТАСС руководитель археологического отряда музея-заповедника "Гнездово" в составе объединенной научной экспедиции Василий Новиков.

"Он уникален тем, что мы за последнее время не находили целых и в таком хорошем состоянии погребальных сосудов. <…> Очень нам повезло, что его закопали так аккуратно и никаким образом не поломали и не тронули. Вся кремация, которую вместили, не была потревожена. Очень часто горшок встречается разбитым, а здесь все, что было, то и положили", - сказал Новиков.

Сосуд представляет собой лепной горшок-кувшин. Специалисты Института археологии Российской академии наук установили, что внутри сосуда находятся останки мужчины старше 40 лет. Они имеют неравномерные следы температурного воздействия, что оставляет возможность исследовать ДНК. На дне сосуда обнаружили стрелу, а в самой погребальной яме при раскопках нашли фрагменты гребня.

Группа курганов, где нашли сосуд, находилась в нескольких сотнях метров к северо-востоку от Гнездовского городища. По неустановленным пока причинам после 950 года насыпи были разрушены жителями древнего Смоленска-Гнездова. Там появились многочисленные постройки, мастерские и усадьбы. Сосуд находился на так называемом восходе кургана, что нехарактерно для традиционных погребений. Причину этого археологи намерены выяснить в ходе дальнейшего анализа всего участка раскопа.

Об археологическом комплексе

Памятник федерального значения "Гнездовский археологический комплекс" является крупнейшим объектом периода формирования древнерусского государства. Он открыт в 1867 году при строительстве железной дороги Орел-Витебск находкой богатейшего клада. Комплекс расположен на берегах Днепра в 13 км к западу от Смоленска, общая площадь составляет около 438 га. В начале ХХ века там фиксировалось около 5 тыс. курганов.

В конце 2018 года на территории впервые провели воздушное лазерное сканирование (LIDAR) с применением беспилотника на площади 998 га. Это позволило обнаружить более 2 тыс. курганных насыпей, которые в X-XI веках составляли крупнейший могильник средневековой Европы.