Астрономам не удалось открыть "новую физику" в ходе изучения темной энергии

Исследователи надеются, что запуск телескопов Euclid и WFIRST прояснит расхождения между фотографиями камеры DEC и альтернативных моделей Вселенной

ТАСС, 25 августа. Участники проекта Dark Energy Survey не обнаружили причин, по которым для описания свойств и поведения темной материи и темной энергии требуются новые физические принципы, выходящие за пределы общепринятых космологических моделей. Об этом сообщила пресс-служба Лаборатории реактивного движения NASA (JPL).

"Специалисты NASA и их коллеги использовали данные, собранные в рамках Dark Energy Survey, для проверки того, менялась ли сила гравитации по мере эволюции Вселенной, или различается ли она в разных ее регионах. Анализ данных показал, что поведение мироздания полностью соответствует общепринятым космологическим теориям и теории относительности Эйнштейна", - говорится в сообщении.

В конце прошлого столетия ученые обнаружили, наблюдая за сверхновыми первого типа, что Вселенная не просто растет, а делает это все быстрее и быстрее. Причиной ускоренного расширения ее границ, как сегодня считают физики, служит так называемая темная энергия, субстанция или свойство пространства, чья природа остается одной из главных загадок современной науки.

Для изучения темной материи еще в 2013 году был запущен проект Dark Energy Survey, участники которого разработали и установили сверхмощную камеру DEC с разрешением в 520 мегапикселей на телескоп имени Виктора Бланко в чилийской обсерватории Серро-Тололо. Используя эту камеру, ученые отслеживают то, как темная энергия и темная материя влияют на взаимодействия индивидуальных галактик и их скоплений.

Поиски "новой физики"

Недавно участники DES использовали снимки, собранные камерой DEC в первые три года работы, для проверки шести возможных расширений наиболее общепринятой космологической модели, Lambda CDM. В последние годы ученые начали сомневаться в ее справедливости из-за открытых "Хабблом" расхождений в скорости расширения Вселенной в первые эпохи ее существования и в текущее время.

Астрономы использовали полученные ими результаты наблюдений за темной энергией для проверки популярных альтернативных моделей Вселенной, построенных на базе разных модификаций Lambda CDM. Часть из них подразумевает, что сила гравитации поменялась по мере эволюции Вселенной, тогда как другие допускают существование различий в ее силе в разных регионах мироздания, а также говорят о наличии "новой физики" - дополнительных сил природы и релятивистских свойств материи.

Проведенные учеными расчеты указали на то, что ни одна из этих моделей не воспроизводила собранные DES фотографии так же хорошо, как это делает стандартная космологическая модель в комбинации с теорией относительности Эйнштейна, на базе которой она построена. Это также происходило и в тех случаях, когда участники DES объединяли результаты полученных ими замеров с фотографиями и данными из других проектов по изучению темной материи, темной энергии и реликтового излучения.

Такие итоги вычислений, как отмечают исследователи, сужают поле для поисков следов "новой физики" в различных космологических процессах. Как надеются участники DES, анализ последующих наборов данных, собранных при помощи камеры DEC, а также запуск телескопов Euclid и WFIRST, нацеленных на изучение ранней Вселенной, помогут им окончательно закрыть этот вопрос или выявить первые проявления работы неизвестных законов физики.