Рыбы вида Garra dembeensis стали более всеядными в ходе эволюции

Они разделились на шесть близкородственных вариаций и поделились на хищников, всеядных и растительноядных
Рыбы-докторы (Garra rufa) Ukka_sv/Shutterstock/FOTODOM
Рыбы-докторы (Garra rufa)
© Ukka_sv/Shutterstock/FOTODOM

МОСКВА, 23 августа. /ТАСС/. Биологи из России обнаружили, что некоторые существа в процессе эволюции становятся более всеядными. Это противоречит общепринятым представлениям об односторонней направленности подобной эволюции, сообщила во вторник пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

Ученые наблюдали за рыбами из рода Garra. К их числу принаджелат рыбы-докторы (Gara rufa), которых разводят на спа-курортах в Турции и других странах для лечения псориаза. Большая часть представителей вида обитает в пресноводных водоемах Азии, однако 20% живут в реках и озерах Африки.

Исследователи отмечают, что недавно натуралисты обнаружили, что в реке Сор на Эфиопском нагорье, в бассейне Белого Нила, обитает сразу шесть близкородственных вариаций рыб вида Garra dembeensis. Они отличались не только по внешнему виду, но и генетически. Это указало на возможность скорого формирования новых видов.

По этой причине команда изучила строение организма, питание, а также условия, в которых обитают Garra dembeensis. Для этого исследователи отловили несколько особей всех шести вариации, препарировали и провели изотопный анализ. Он показал, что вид разделился на подвиды из-за новых форм диетической специализации.

Общий предок этих рыб, соскребал и поедал водоросли, растущие на поверхности камней. Новые вариации же перешли в другие экологические ниши: хищники, всеядные или другие формы растительноядной диеты. По словам ученых, это не соответствует общепринятым представлениям о том, что конкуренция за ресурсы почти всегда ведет к развитию и усилению пищевой специализации среди близкородственных видов животных, а не приводит к их движению в обратном направлении. Последующие наблюдения помогут понять причину перемены в диете этого вида.