МОСКВА, 11 августа. /ТАСС/. Международная группа ученых создала систему непрерывного мониторинга состояния зданий. За счет усовершенствованной технологии обработки сигнала она позволяет стабилизировать показания сенсоров в экстремальных условиях и увеличить дальность их работы. Об этом ТАСС в четверг сообщили в пресс-службе Платформы Национальной технологической инициативы (НТИ).
Новый подход позволит улучшить защиту сооружений и повысить эффективность спасательных операций, считают ученые.
"Ученые Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (ПФИЦ УрО РАН), входящего в консорциум Центра компетенций НТИ "Фотоника" на базе ПГНИУ, в составе международной группы исследователей усовершенствовали метод распределенного мониторинга сооружений. Этот подход предполагает внедрение в здание сети на основе протяженного оптоволоконного сенсора, который непрерывно передает в систему данные о состоянии конструкции. Авторы повысили точность показаний датчика в условиях, создающих помехи, в том числе - во время сильных пожаров, землетрясений и других экстремальных ситуациях, когда оптоволокно близко к разрушению", - сказали ТАСС в Платформе НТИ.
Исследователи повысили качество передаваемого сенсорами сигнала за счет корреляционных алгоритмов и методов искусственного интеллекта. Это позволит не только увеличить точность оценки микродеформаций элементов конструкции здания, но и повысить дальность работы датчиков.
"Представленный подход, к примеру, поможет обезопасить от несанкционированной врезки или техногенной катастрофы еще более протяженный трубопровод, мост или осуществить мониторинг целостности более масштабного архитектурного объекта. Мы предполагаем, что при правильной настройке методов и корректном обучении системы речь будет идти об увеличении дальности [работы сенсора] на километры и даже десятки километров", - приводит пресс-служба Платформы НТИ слова заведующего лабораторией фотоники ПФИЦ УрО РАН Юрия Константинова.
В работе также приняли участие исследователи Университета Кебангсаан и Университета Тенага Насиональ (Малайзия). Результаты исследования опубликовали в журнале Sensors. Авторы намерены до 2024 года испытать систему на сложных инфраструктурных объектах.