Созданы наночастицы из селена, защищающие нейроны от гибели

По словам исследователей, разработку в ближайшие годы начнут применять в терапии инсультов и других сбоев в работе сосудов мозга

МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Биохимики из России выяснили, что наночастицы на базе селена повышают стойкость клеток мозга к нехватке кислорода и защищают их от оксидантов. Эти частицы могут стать основой для противоинсультных лекарств, сообщили в четверг в пресс-службе Российского научного фонда (РНФ).

"Наше исследование показало, что наночастицы селена размером 100 нанометров оказывают значительное защитное действие на клетки головного мозга. Благодаря этому они могут быть перспективны для профилактики и лечения ишемического инсульта", - заявил ведущий научный сотрудник НИИ физико-химической биологии МГУ (Москва) Егор Плотников, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Инсульты и прочие формы кровоизлияний в мозг - одна из главных причин преждевременной смерти людей в большинстве развитых стран мира наряду с инфарктами, сердечной недостаточностью и различными формами раковых опухолей. По статистике ВОЗ, ежегодно у 15 млн людей случается инсульт, из которых 5 млн умирают, а еще 5 млн становятся инвалидами.

Нейроны способны прожить без кислорода около 6-7 минут, из-за чего инсульты часто приводят к массовой гибели клеток в тех регионах мозга, где кровообращение было нарушено, причем многие тельца гибнут уже после восстановления циркуляции. В последние годы медики и биологи активно работают над созданием препаратов, которые способны защитить нейроны от гибели и предотвратить развитие последствий инсульта.

Нанозащита для нейронов

Ученые предположили, что процесс гибели нервных клеток можно замедлить, если ввести в них наночастицы, которые будут нейтрализовать химически агрессивные молекулы и блокировать процесс самоуничтожения нейронов при длительном недостатке кислорода.

Ученые подготовили несколько наборов наночастиц разных размеров, состоящих из селена. Как показывают опыты на культурах раковых клеток и здоровых тканях тела человека, соединения этого химического элемента активно взаимодействуют с оксидантами и оказывают защитное действие на здоровые клетки.

Работу этих наноструктур команда проверила на выращенных в пробирке культурах нейронов и астроцитов, вспомогательных клетках мозга, которые играют роль в выживании нервных клеток. Тесты показали, что сила действия наночастиц на нервные клетки и астроциты зависела от их размеров, причем и крупные, и небольшие наноструктуры действовали на них хуже, чем средние по размерам объекты.

Это было связано с тем, что наночастицы диаметром в 100 нанометров значительно лучше проникали в астроциты, чем их более крупные или мелкие аналоги. Их проникновение примерно на 38% повышало жизнеспособность этих вспомогательных клеток, что, в свою очередь, вело и к защите соседних нейронов от гибели. Как надеются ученые, созданные ими наночастицы уже в ближайшие годы начнут применять для защиты нейронов жертв инсультов, а также других сбоев в работе сосудов мозга.