Создан новый метод анализа генетического перемешивания популяций

Подход позволит обогатить представление об изменениях в культуре, традициях и генофонде различных народов мира

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Российские, американские и датские биоинформатики разработали новую методику анализа геномных данных, которая точно определяет время и количество волн миграций и раскрывает историю перемешивания популяций. Об этом во вторник сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

Геном человека - мозаика из генетических фрагментов наших предков, живших в разные эпохи, что позволяет раскрывать историю миграций народов. Группа российских и зарубежных биоинформатиков разработала новую методику для более точной идентификации времени и количества волн миграций древних народов.

Генетическая история человечества

Как объясняют ученые, многие алгоритмы для вычисления таких генетических взаимосвязей отслеживают их по по силе связи пар генетических вариаций в наборах геномов разных людей. Этот подход позволяет выяснить когда в последний раз контактировали носители этих вариантов ДНК, однако он достаточно плохо справляется с более сложными сценариями перемешивания популяций.

Исследователи обнаружили, что проблему можно обойти, если использовать при анализе ДНК не пары, а тройки генетических вариаций. Такой подход повышает требования по минимальному числу изучаемых геномов, но при этом позволяет выделить несколько случаев перемешивания и определить, сколько поколений сменилось между ними.

Для проверки работоспособности новой методики команда изучила геномы колумбийцев и мексиканцев, собранных при подготовке базы данных 1000 Genomes. Расчеты показали, что в истории обеих популяций было по две волны перемешивания, которые произошли 13 и 8 поколений (350 и 200 лет) назад для мексиканцев и 15 и 4 поколения (400 и 100 лет) назад для колумбийцев.

Исследователи надеются, что их разработка позволит обогатить представления историков и демографов о том, как менялись культура, традиции и генофонд различных народов мира в результате их контактов с другими группами людей на протяжении всей истории существования человечества.