Технологию для повышения безопасности ядерных установок создали в Томском политехе

Сейчас специалисты продолжают испытания и готовят разработку для применения в реальном производстве

ТОМСК, 25 июля. /ТАСС/. Технологию контроля реактивности высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов (ВТГР), повышающую безопасность ядерных установок, предложили ученые Томского политехнического университета (ТПУ), сообщили в пресс-службе вуза в понедельник.

ВТГР - это маломощные ядерные установки, в которых для отведения получаемой энергии используется не жидкость, а газ. Они производят электроэнергию и высокотемпературное тепло. Те, в свою очередь, применяются для производства водорода, опреснения морской воды и теплоснабжения.

"Ученые ТПУ разработали новый метод контроля реактивности ВТГР, повышающий их безопасность. Для этого в качестве поглотителя нейтронов, испускаемых ядерным топливом, был применен газообразный трифторид бора. Он способен сохранять газообразное состояние и не разлагаться при температуре до 1 000 градусов Цельсия", - отмечается в сообщении.

Трифторид бора позволяет в качестве поглотителя нейтронов эффективнее управлять ядерной реакцией и быстрее влиять на изменение нейтронно-физических параметров реактора при отклонении от нормы, то есть, вовремя отключать его, если возникнет такая необходимость.

"Высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы - актуальные системы для современной атомной энергетики, сейчас их строят в Китае, России, США, Великобритании. Благодаря нашей разработке неконтролируемые ядерные реакции ВТГР, подобные аварии в британском Уиндскейле, станут крайне маловероятны", - цитируют в пресс-службе ассистента отделения ядерно-топливного цикла ТПУ Владимира Кнышева.

В настоящее время научный коллектив продолжает испытания и подготавливает установку для применения в реальном производстве.