Развитие возрастных заболеваний сердца связали с полиплоидией

Патологию вызывают преждевременные роды и системный воспалительный стресс

МОСКВА, 12 июля. /ТАСС/. Исследователи Института цитологии (ИНЦ) РАН доказали, что увеличение числа хромосом (полиплоидия) в детском возрасте в мышечных клетках сердца повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний во взрослом возрасте. Работа опубликована в International Journal of Molecular Sciences. О результатах сообщила во вторник пресс-служба Минобрнауки России.

Явление, когда в клетках растений и животных, например, из-за стресса, кратно увеличивается количество хромосом, называют полиплоидией. Этот "прием" активно используют в сельском хозяйстве для повышения урожайности. Однако, как отмечают исследователи, это проявляется и в других сферах. Например, полиплоидия оказала влияние на происхождение и эволюцию позвоночных и высших растений, также она может стать фактором развития заболеваний.

"В нашей работе мы показали, что этот процесс запускает нарушения нормального деления клеток организма, начиная с его рождения. Изначально эти признаки могут вообще себя не проявлять. Однако с возрастом их количество накапливается и может приводить к серьезным заболеваниям, хотя во взрослом возрасте, казалось бы, для этого не было причины. Например, в нашем исследовании воспалительный стресс у животных в раннем возрасте послужил причиной для появления полиплоидии в клетках тканей сердца. И не сразу, а спустя много лет, уже во взрослом возрасте этот процесс послужил одной из причин для кардиомиопатии (приводит к нарушению циркуляции крови в организме, может быть опасно для жизни)", - пояснили ученые ИНЦ РАН.

К таким выводам исследователи пришли во время экспериментов на животных. Стрессовыми факторами, которые вызвали полиплоидизацию мышечных клеток сердца, оказались преждевременные роды и системный воспалительный стресс. В обоих случаях во взрослом возрасте это приводило к поражению органа, из-за чего нарушалась циркуляция крови по всему организму. Исследователи объясняют это тем, что в сердце почти не происходит обновление мышечных клеток, то есть полиплоидия необратима.

"Изучение полиплоидии может быть важно для понимания онкологических заболеваний, метастазирования и устойчивости к терапии. Значительна роль полиплоидии в возникновении кардиомиопатий и нейродегенеративных расстройств", - добавили специалисты ИНЦ РАН.