Кости космонавтов быстрее стареют во время длительных полетов на МКС

Снижение плотности эквивалентны старению человека сразу на десять лет

ТАСС, 1 июля. Космические медики из NASA, Германии и Канады выяснили, что плотность костей многих участников длительных экспедиций на МКС быстро снижается во время жизни в невесомости и не приходит в норму даже через год после возвращения на Землю. Работа опубликована в Scientific Reports. О результатах в пятницу сообщила пресс-служба университета Калгари.

Исследователи уже много лет изучают влияние жизни в космосе на здоровье и иммунитет. Например, несколько лет назад ученые выяснили, что долгие полеты в космос ослабляют мышцы спины и ведут к округлению сердца. Опыты на животных также показали, что полет к Марсу может негативно повлиять на психику и умственные способности людей.

Ученые отметили, что знали о снижении плотности костной ткани еще со времен первых полетов в космос. Однако не выявляли скорость ее восстановления при возвращении на Землю. По этой причине они изучили томограммы берцовых костей 17 астронавтов и проследили за изменениями в состоянии костей во время длительных полетов на МКС. Исследователи сравнили КТ-снимки до полета, сразу после возвращения из космоса, а также через 6 и 12 месяцев.

Замеры показали, что плотность берцовых костей у примерно половины астронавтов не восстановилась до предполетных значений даже через год после их возвращения на Землю и полного исполнения реабилитационной программы. В среднем показатель снизился на 0,9-2,1%.

"Наши наблюдения показали, что плотность несущих костей астронавтов лишь частично восстановилась через год после их возвращения на Землю. Это говорит о том, что длительные полеты в космос ведут к необратимому снижению плотности костей, что эквивалентно тому, если бы человек постарел сразу на десять лет", - заявила доцент университета Калгари (Канада) Ли Гейбел, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Сильнее всего костная масса уменьшилась у тех астронавтов, которые провели на борту станции более шести месяцев. Их костная ткань восстанавливалась после возвращения на Землю намного хуже, чем у астронавтов, которые провели на борту меньше времени. Изменения отражались на всем скелете.

По мнению исследователей, необратимые изменения в костной ткани из-за длительных полетов в космос необходимо учитывать при разработке комплексов упражнений для космонавтов.