У Быстринского ГОКа в Забайкалье нашли птиц, обитающих в заповедных местах

Орнитологи в ходе исследования биоразнообразия птиц определили в том числе осоеда, цаплю, пеночек, овсянок, дятлов, глухих кукушек

МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. Орнитологи Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) выявили различные виды птиц в ходе исследования биоразнообразия пернатых рядом с производственной площадкой Быстринского горно-обогатительного комбината (ГОК, принадлежит "Норникелю") в Забайкальском крае. Об этом сообщает пресс-служба Большой научной экспедиции.

"На контрольных точках возле села Ушмун нам встретились интересные виды. Например, осоед - хищная птица, которая питается осами, их личинками и живет в местах нетронутых. Нужно обладать большими познаниями в орнитологии, чтобы идентифицировать редких представителей. Вообще, несмотря на то, что Газимуро-Заводский район - это освоенная территория, здесь водятся цапли, их много. Для меня это удивительно. Есть хищная птица. И в целом здесь мир птиц интересный", - заявил доцент кафедры общей биологии и экологии Иркутского государственного аграрного университета Александр Демидович, чьи слова приводятся в сообщении.

Учет проводился ранним утром и на закате, когда птицы наиболее активны. На маршруте ученые применяли визуальный метод наблюдения и определяли птиц на слух по характерному пению. По дороге встречались традиционные синицы - их насчитали три вида, а также пеночки, овсянки, дятлы, коньки, глухие кукушки. В районе водохранилища обнаружили бакланов - свидетельство того, что там водится рыба. При этом конкретные результаты исследований ученые смогут озвучить только после тщательного анализа полученных сведений.

По словам возглавившего группу орнитологов автора справочника-определителя "Птицы Сибири" Сергея Пыжьянова, большие производства меняют видовой состав и плотность населения птиц. Если воздействие сильное, отдельные виды, характерные для конкретной территории, откочевывают на другие участки, другие же, наоборот, концентрируются поблизости.

"С двумя моими коллегами мы работаем по изучению биоразнообразия в команде с Институтом систематики и экологии животных СО РАН. Наша задача на Быстринском ГОКе - провести орнитологические учеты на заранее выбранных точках - вблизи и поодаль от комбината на участках, которые испытывают максимальное и минимальное воздействие от деятельности предприятия. Это позволит сделать объективный вывод о наличии или отсутствии влияния его работы на биоразнообразие", - отметил Пыжьянов.

Об экспедиции

Базовое исследование биоразнообразия - продолжение работы "Норникеля" и СО РАН, начавшейся в 2020 году и расширевшейся на три региона со времени проведения Большой норильской экспедиции. Цель текущего исследования - определение зон воздействия компании и оценка состояния биоразнообразия экосистем в регионах деятельности "Норникеля". Исследования лягут в основу корпоративной системы управления воздействием на биоразнообразие и разработки программ по его сохранению и мониторингу.