БАРЕНЦЕВО МОРЕ, 28 июня. /ТАСС/. Таяние льдов в Северном Ледовитом океане может вызвать ряд проблем и усложнить судоходство по Северному морскому пути (СМП), рассказал ТАСС заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского государственного университета Максим Червяков на борту научно-экспедиционного судна "Профессор Молчанов" в ходе рейса Арктического плавучего университета-2022 (АПУ-2022).
"С точки зрения освобождения акватории ото льда - да, мы говорим, [благоприятно для судоходства], что воды будет больше, мы можем увеличить промежуток навигации, но возникает большое количество проблем в связи с этим. Первое: циклоны, которые двигаются по Арктике, они двигаются по открытой воде, по границе суша-вода. Соответственно, чем больше воды, тем больше этих циклонов может проходить. Циклоны - это всегда возникновение волнения, это шторма. Шторм, как вы понимаете, для судоходства не самое приятное явление, - отметил Червяков. - Высота волн растет - это второй фактор".
В Арктике в связи с уменьшением площади льда в океане чаще будут возникать так называемые мезоциклоны. Если циклоны - это атмосферные вихри площадью несколько сотен километров и больше, то мезоциклоны в диаметре значительно меньше и формируются гораздо быстрее. При этом происходит резкое усиление ветра.
Высота волн растет за счет того, что при исчезновении льда увеличивается расстояние, где волна может "разогнаться". Чем больше пробег, тем больше волна. Увеличение частоты штормов и рост высоты волн приводит к усилению разрушения берегов. Например, на острове Алджера архипелага Земля Франца-Иосифа ученые зафиксировали скорость береговой абразии от одного до двух метров в год. "Порт стоит на берегу, значит, этот берег теперь надо укреплять сильнее, потому что волны станут больше. Волны - это большая проблема разрушения берегов", - пояснил собеседник агентства.
Волны также усиливают разрушение ледников. Это ведет к появлению большего числа айсбергов, что тоже представляет опасность для судоходства.
Влияние на инфраструктуру портов
Также на береговую инфраструктуру, которая в Арктике зачастую построена на мерзлых грунтах, будут влиять процессы, происходящие в многолетней мерзлоте. "Инфраструктура тоже будет разрушаться. Какие-то проблемы уже возникали, например, в Норильске. А порт - это то же самое. Мало того, есть вечная мерзлота на суше, где дома на сваях стоят, а есть вечная мерзлота под подводными сооружениями, подводные линзы льда", - добавил эксперт, отметив, что это тоже необходимо учитывать.
Арктический плавучий университет - совместный проект Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В этом году проекту исполнилось десять лет. В этом году партнерами проекта выступают Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ВТБ, "Новатэк", "Норильский никель", "Роснефть", правительство Архангельской области.