Открыт иммунный механизм, предотвращающий развитие облысения

Блокировка рецепторов в регуляторных Т-клетках мышей привела к потере большей части волосяного покрова почти за два месяца

ТАСС, 23 июня. Китайские и американские биологи раскрыли цепочку взаимодействий между Т-клетками, гормонами-глюкокортикоидами и волосяными луковицами, нарушения в работе которых приводят к развитию облысения. Это открытие позволит создать новые подходы по регенерации волос, сообщила в четверг пресс-служба Института Салка.

Ученые пришли к такому выводу, изучая свойства регуляторных Т-клеток. Так биологи называют иммунные тельца, которые отвечают за выработку сигнальных веществ, подавляют работу других компонентов иммунитета и воспалительные реакции. Они играют ключевую роль в затягивании ран, а нарушения в работе часто приводят к развитию аутоиммунных болезней или агрессивных опухолей.

Во время исследования, команда заметила, что на поверхности клеток присутствовало множество рецепторов. Они распознают молекулы глюкокортикоидов, гормонов стресса. Последующие наблюдения показали, что эти рецепторы не связаны с развитием аутоиммунных болезней. Однако они особенно активны в тех Т-клетках, которые обитают внутри волосяных луковиц в коже человека.

По этой причине, исследователи проследили за реакцией на блокировку работы глюкокортикоидных рецепторов в регуляторных Т-клетках мышей. Эксперимент показал, что "отключение" рецепторов привело к потере большей части волосяного покрова спины грызунов за два неполных месяца наблюдений.

Причиной послужило непрерывное поглощение молекул глюкокортикоидов Т-клетками. В ответ на этот механизм они вырабатывают другой гормон - TGF-B3. В свою очередь, его молекулы проникают в клетки волосяных луковиц, размножаются и активно формируют новые волосы. Нарушение этой цепочки взаимодействий быстро приводит к тому, что волосы перестают расти, в результате чего начинается облысение.

Команда надеется, что в ближайшее время смогут найти способ управления взаимодействием иммунных клеток и волосяных луковиц. Это позволит создать новые методики борьбы с облысением и разработать терапевтические подходы по восстановлению волос.