Все новости

Специалисты выяснили, как капли дождя разрушают противообледенительную обработку самолета

Повреждений можно избежать, увеличив толщину пленки

МОСКВА, 22 июня. /ТАСС/. Исследователи Сколковского института науки и технологий (Сколтех) с коллегами из Йоркского университета (Канада) узнали, как падающие капли взаимодействуют с жидкими пленками. Это позволит усовершенствовать обработку самолетов противообледенительным раствором, процесс охлаждения и смазки деталей. Работа опубликована в журнале Fluids. О результатах сообщила в среду пресс-служба вуза.

"Наша работа показывает, при каких условиях происходит разрыв жидкой пленки от удара капель и как его избежать; а эта проблема характерна не только для противообледенительной обработки поверхностей. Скажем, при распылении смазки на металлические детали работающего механизма падающие капли тоже могут оставить сухие участки, только они пострадают от трения, а не льда, но принцип тот же. Еще пример: чтобы равномерно охлаждать раскаленную деталь, распыляя на нее воду, нужно, чтобы от контакта с новыми каплями не нарушалась целостность еще не испарившегося слоя воды", - отметил один из авторов работы Виктор Гришаев, слова которого приводятся в сообщении.

В новой работе исследователи изучили появление дыр в вязких пленках. Один из примеров этого - когда капли дождя "дырявят" слой противообледенительной жидкости, наносимый на самолет перед взлетом. По этой причине на фюзеляже появляются уязвимые участки. Как отмечают авторы работы, есть несколько параметров, на которые можно повлиять в таких случаях: это толщина пленки, с увеличением которой можно избежать сильных повреждений, а также размеры и скорость капель.

Предложенная учеными  модель учитывает и связывает эти параметры друг с другом, и ее работа согласуются с данными экспериментов. Кроме того, как отмечают авторы исследования, она применима и для вязкой жидкости, например, смазочного масла.

Теги