Создан наногель для защиты детей от потери слуха при химиотерапии

Разработка на основе желчных кислот предотвращает воспалительный процесс во внутреннем ухе

ТАСС, 17 июня. Австралийские медики разработали наногель на базе желчных кислот, который снижает вероятность развития частичной или полной глухоты у детей после прохождения курса химиотерапии. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба университета Кэртина.

Многие лекарства от рака, в том числе цисплатин и карбоплатин, уничтожают не только опухолевые клетки, но и тельца, присутствующие во внутреннем ухе человека. В результате этого борьба с раком нередко приводит к развитию проблем со слухом из-за массовой гибели волосковых клеток внутреннего уха, а также к ухудшению баланса тела.

Исследователи отмечают, что проблемы чаще всего возникают у детей, так как их клетки особенно уязвимы к действию химиотерапии. В результате почти все малолетние пациенты становятся глухими или частично теряют слух. Эти тельца отвечают за преобразование акустических колебаний в понятные мозгу сигналы.

Подавление побочных эффектов химиотерапии

Несколько лет назад ученые обнаружили, что гибель волосковых клеток связана с тем, что противораковые препараты резко ускоряют накопление оксидантов внутри этих телец, что в конечном итоге запускает в них апоптоз - биологическую программу самоуничтожения. Это натолкнуло исследователей на мысль, что потерю слуха можно предотвратить при помощи мощных антиоксидантов, препятствующих накоплению агрессивных молекул внутри волосковых клеток.

Исследователи изготовили наногель на базе желчных кислот, который можно вводить во внутреннее ухо для защиты клеток от воспалительных процессов. Желчь - один из природных антиоксидантов, чьи молекулы хорошо проникают через жировые оболочки клеток.

"Мы использовали экстракт желчи для создания геля, который можно вводить во внутреннее ухо для защиты его клеток от уничтожения при химиотерапии рака. На сегодняшний день от таких проблем страдает около 90% детей, успешно прошедших курс лечения по уничтожению злокачественных новообразований", - заявил доцент университета Кэртина в Перте (Австралия) Хани Аль-Салами, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Ученые проверили работу наногеля на культурах человеческих волосковых клеток. Опыты подтвердили, что желчные кислоты и другие антиоксидантные компоненты активно проникали в тельца внутреннего уха и нейтрализовали агрессивные молекулы внутри них на протяжении длительного времени.

В ближайшее время исследователи планируют приступить к доклиническим и клиническим испытаниям этого наногеля с участием детей-добровольцев, проходящих курс химиотерапии от рака. Эти опыты, как надеются исследователи, на практике продемонстрируют, что их разработка способна защитить пациентов от полной потери слуха.