Одомашнивание собак связали с появлением двух мутаций в гене MC2R

Он отвечает за распознавание сигналов стресса и помогает животным распознавать эмоции человека

ТАСС, 9 июня. Японские молекулярные биологи выяснили, что собак одомашнили после появления двух мутаций в гене MC2R, который отвечает за распознавание сигналов стресса. Изменения в его структуре "научили" предков домашних животных сопереживать человеку и общаться с ним, пишут исследователи в журнале Scientific Reports.

Пока ученые не могут точно сказать, когда древние homo sapiens "подружились" с собаками и кто кого приручил на самом деле. Однако они предполагают, что предки животных приспособились к жизни рядом с человеком благодаря способности распознавать эмоции людей и имитировать поведение ребенка.

Молекулярные биологи выявили генетические изменения, которые позволили собакам установить социальные связи с человеком и научили их сопереживать своим хозяевам и искать от них помощи. Исследователи наблюдали за поведением 600 собак разных пород, часть из которых относилась к современным разновидностям псов. Другие же, такие как акита-ину или сибирские хаски, входят в число так называемых "древних собак". Так ученые называют те породы псов, которые появились еще во времена одомашнивания волков и почти не поменялись с того времени.

Ученые проследили за различиями в поведении новых и древних пород в ситуации, когда они не могут решить сложную задачу без помощи хозяина. Также сопоставили структуру нескольких генов, предположительно связанных с социальным поведением собак.

Оказалось, что сильнее всего на поведение псов влияли мутации в гене MC2R, который управляет реакцией организма на гормон стресса. "Наши наблюдения за древними и современными породами собак показали, что две точечные мутации в гене MC2R сильно влияли на то, насколько часто псы искали помощи у хозяев при решении разных загадок. Это говорит о том, что изменения в реакции предков собак на стресс играли важную роль в их одомашнивании", - пишут исследователи.

Похожие вариации в структуре гена MC2R встречаются чаще по мере движения от самых древних к самым современным породам собак. Ученые считают, что появление этих мутаций в далеком прошлом сыграло важную роль в одомашнивании волков и в их приспособлении к жизни рядом с человеком.