Специалисты выяснили, что риск землетрясений при захоронении парниковых газов отсутствует

По словам исследователей, при организации такого хранилища важно выбирать места, удаленные от геологических разломов

МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Исследователи из Сколковского института науки и технологий (Сколтех), Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США) и норвежского института сейсмических наблюдений NORSAR выяснили, что захоронение углекислого газа (СО2) под землю для борьбы с глобальным потеплением не приведет к техногенным землетрясениям. Работа опубликована в Scientific Reports. О результатах в четверг сообщила пресс-служба Сколтеха.

В настоящее время проекты по улавливанию, закачке и хранению углерода - CCS-проекты - считаются одной из перспективных стратегий для борьбы с изменением климата. Однако для их реализации необходимы герметичные крупномасштабные резервуары, а также геофизический мониторинг за их сохранностью. При этом ученые до сих пор спорят о безопасности этого способа снижения СО2: их волнует не станет ли это причиной крупных техногенных землетрясений.

"Наши эксперименты показывают, что при условии соблюдения разумных мер предосторожности и ограничении давления закачки вполне возможно безопасно захоранивать углекислый газ, не вызывая разрушительных землетрясений", - сказал один из авторов исследования, профессор Сколтеха Сергей Станчиц, слова которого приводятся в сообщении.

Ученые провели эксперимент, моделирующий реальные условия захоронения СО2. Они взяли блок из песчаника объемом около 1 кубического метра, распилили его по диагонали, получив тем самым модель двух сторон геологического разлома. Затем команда сымитировала силы, приводящие в движение плиты земной коры. Вместо СО2 в породу исследователи закачали силиконовое масло под давлением.

В результате песчаник треснул только после того, как ученые в четыре раза подняли давление - с исходных 45 атмосфер до 180 атмосфер. Авторы работы считают, что захоронение углекислого газа в правильно подобранном месте и без превышения типичного для этого процесса давления безопасно: не приведет к землетрясениям, попаданию газа в грунтовые воды или в атмосферу. Исследователи рекомендуют при организации такого хранилища выбирать места, удаленные от геологических разломов.