В Тюмени создали умную сити-ферму

В ТюмГУ будут разрабатывать с ее помощью технологию определения того, чего не хватает растениям для произрастания в больших теплицах и в открытом грунте, ученые уже ведут исследования с клубникой

ТЮМЕНЬ, 7 июня. /ТАСС/. Тюменские ученые создали умную сити-ферму, где в лаборатории разрабатывают технологию определения того, чего не хватает растениям для произрастания в больших теплицах и в открытом грунте. Ученые уже начали работать в лаборатории с клубникой, сообщили журналистам во вторник в управлении стратегических коммуникаций ТюмГУ.

"Сити-ферма" - так называют лабораторию института X-BIO ТюмГУ, выполняющую проект Западно-Сибирского межрегионального НОЦ "Интеллектуальная система биологической защиты растений в модульных агробиотехкомплексах" ее сотрудники. Задача сити-фермы - получить технологию, которая будет полезна в больших теплицах и в открытом грунте. Эксперимент по созданию интеллектуальной фермы заключается в том, что робот, подключенный от нейросети, движется вдоль рядов растений, фотографирует каждое и определяет, чего не хватает каждому растению", - говорится в сообщении.

По словам специалистов фермы, сейчас нет идеального расчетного профиля для растений. У фермера и агронома профиль свой, приблизительный. "А мы под каждый сорт составим свой профиль, идеальный для этого сорта. Создадим робота, который будет на ранней стадии распознавать заболевание и подавать сигнал. Сегодня часто бывает, что заболевания растений своевременно не выявляются, и владельцы теплиц несут огромные убытки", - отмечается в сообщении.

У растения может быть недостаток микроэлементов - магния, азота, либо какое-то заболевание. Ученые опытным путем также определяют, как ведет себя растение при нехватке и избытке азота. Далее собирается и загружается на сервер база данных. Специальные датчики фиксируют параметры влажности, температуры.

Ученые уже начали работать с клубникой. Скоро рядом появится вертикальная ферма, где будут исследовать томаты, огурцы и карликовую малину. В промышленных агробиокомплексах растения страдают от бактериальных и вирусных заболеваний, вредителей, нехватки питательных веществ. Поэтому в перспективе ученые собираются изучить вредителей и энтомофагов, их пожирающих. "Автоматизированные комплексы для выращивания сельскохозяйственных культур - перспективное направление исследований и разработок, к тому же сегодня актуальное в рамках импортозамещения продовольственных технологий", - сказал ректор ТюмГУ Иван Романчук.

Западно-Сибирский НОЦ открыт в 2019 году одним из первых в стране, функционирует на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Приоритетными направлениями центра стали "Биологическая безопасность человека, животных и растений", "Биологическая и экологическая безопасность в Арктике: новые стандарты и технологии жизнеобеспечения", "Нефтегазовая промышленность: цифровая трансформация в целях разработки конкурентоспособных технологий и выпуска высокотехнологичной продукции". В структуре Западно-Сибирского межрегионального НОЦ десять университетов, 14 научных организаций и центров, семь организаций реального сектора экономики.