Создан порошкообразный материал для детекторов радиации

Он позволит снизить дозу облучения при диагностике на томографе на 30%

МОСКВА, 7 июня. /ТАСС/. Коллектив ученых из России и Канады получил порошкообразный материал, перспективный для создания датчиков радиации, и который в дальнейшем при использовании в медицинском оборудовании позволит снизить дозу облучения. Результаты работы опубликованы в журнале Optical Materials, сообщили во вторник в РАН.

Пандемия COVID-19 обострила проблему роста дозы облучения, которую пациенты получают при диагностике, прежде всего, при компьютерной томографии. Как отмечают авторы работы, решение можно найти за счет новых видов сцинтилляторов - веществ, светящихся при поглощении ионизирующего излучения - которые будут иметь короткое время послесвечения. Согласно расчетам исследователей, это на 30% снизит получаемую при диагностике дозу излучения, но сохранит качество получаемых снимков.

"Коллектив ученых из Института общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова (ИОНХ) РАН, Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН и Университета Уилфрида Лорье (Канада) получил и исследовал порошкообразный ортогерманат висмута, легированный ионами празеодима (Pr3+). Полученный материал является перспективным для создания датчиков радиации", - говорится в сообщении.

По словам научного сотрудника Лаборатории синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья ИОНХ РАН Варвары Веселовой, ранее сотрудники института выяснили, что микрокристаллический ортогерманат висмута имеет меньшее время послесвечения, чем традиционно применяемые монокристаллы этого вещества. В новой работе ученые решили еще улучшить эти свойства, добавив редкоземельный элемент - празеодим.

В результате исследователи пришли к выводу, что добавление ионов празеодима значительно сокращает время послесвечения. При этом полученный материал сохранит традиционные преимущества ортогерманата висмута, в том числе его механическую и радиационную стойкость. Также исследователи уверены, что предложенный ими способ с применением порошкообразного сцинтиллятора в результате позволит снизить стоимость детекторов.