В грибке Candida albicans нашли "мишени" для антибактериальных препаратов

Открытие может повысить эффективность лекарств

МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Российские и европейские биологи выявили особенности в структуре рибосом, белковых сборочных машин, характерные только для грибков вида Candida albicans. Это позволит создать эффективные и безопасные лекарства от грибковых инфекций. Работа опубликована в Science Advances. О результатах сообщила в понедельник пресс-служба МФТИ.

Candida albicans - один из самых распространенных возбудителей грибковых инфекций. В норме кандида живет на коже и в организме (рот, горло, и.т.д.), не вызывая никаких проблем. Однако при ослаблении иммунитета поражает кожные покровы и слизистые оболочки. Обычно такую болезнь называют - кандидоз. Последнее время эффективность противогрибковых препаратов, которыми лечат инфекцию, упала.

Команда биологов изучила структуру рибосом Candida albicans. Так ученые называют клеточные структуры, отвечающие за чтение матричной РНК и сборку белковых молекул. Многие антибиотики нарушают работу рибосом внутри патогенов и приводят к их гибели. Основная проблема заключается в схожем устройстве рибосом многоклеточных живых существ и грибов. Это осложняет создание безопасных препаратов для пациента.

Исследователи изучили трехмерную структуру всех компонентов рибосом при помощи криоэлектронной микроскопии и выяснили, как грибковые белковые "сборочные машины" взаимодействуют с четырьмя антибиотиками: циклогексимидом, филлантозидом, анизомицином и бластицидином.

По словам биологов, реакция между рибосомами и циклогексимидом впервые раскрыла участки клеточной структуры грибка, которые отличаются от аналогичных блоков у человека. Это значит, что их можно использовать как "мишени" для разработки избирательно действующих препаратов.

"Полученные нами результаты станут основой для разработки новых высокоселективных противогрибковых препаратов, действующих на характерные для Candida albicans участки рибосомы. Это позволит не только повысить эффективность терапии грибковых инфекций, но и снизить вероятность появления побочных эффектов", - заявил заместитель директора Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ (Долгопрудный) Андрей Рогачев, чьи слова приводит пресс-служба вуза.