Все новости

От 8% до 38% российских аспирантов получают поддержку от коллег по факультету

Мнением поделились 992 аспиранта из шести университетов

МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Российские социологи провели опрос мнений аспирантов и выяснили, что молодые научные работники редко получают помощь от коллег по факультету и в основном контактируют только с научным руководителем. Это снижает эффективность их обучения, сообщила в понедельник пресс-служба НИУ ВШЭ.

В 2021 году произошла реформа аспирантуры. Она снизила образовательную нагрузку на аспирантов и дала организациям право самостоятельно распределять образовательную и научную составляющую. Также приняли нормы, благодаря которым аспиранты будут сильнее вовлечены в работу научных коллективов, контролирующих обучение. 

Российские социологи попросили 992 аспиранта из шести российских университетов поделиться мнением относительно таких реформ. Учащиеся также оценили эффективность мер и обозначили факторы, способствующие интеграции молодых научных работников в сообщество коллег. 

Опрос показал, что академическая поддержка коллег в подразделениях встречается редко: от 8% до 38% респондентов получали поддержку от коллег и только от 4% до 23% - от руководителей подразделений. Поддержка со стороны опытных коллег чаще ограничивалась комментированием текста будущих публикаций, тогда как большинство аспирантов по-прежнему работало только с научными руководителями.

"Почти все предыдущие работы в этом направлении были сосредоточены на изучении академической поддержки аспирантов со стороны научных руководителей, а не более широких исследовательских сообществ, в частности со стороны его подразделения. Полученные результаты показывают, что важно рассматривать академическую поддержку аспирантов как более сложное, комплексное явление", - заявил директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Социологи обнаружили, что чрезмерное включение сотрудников подразделений в работу с аспирантами оказалось менее продуктивным подходом, чем вовлечение в нее научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников. Это говорит о некоем уровне контактов между опытными учеными и аспирантами, который развивает навыки молодых работников.

Ученые надеются, что последующие исследования помогут российским социологам и чиновникам профильных ведомств подобрать стратегию по работе с аспирантами.