В РАН разработали новый метод обогащения продуктов питания селеном

Микроэлемента становится в шесть раз больше

МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Сотрудники Института металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова (ИМЕТ) РАН нашли способ обработки продуктов, который повышает содержание селена в шесть раз. Об этом сообщили в понедельник в РАН.

Селен - один из компонентов ферментов и белков, защищающих человека от инфекций и повреждения клеток. Также он участвует в работе щитовидной железы. Обычно организм усваивает микроэлемент из морепродуктов, мясных субпродуктов, бразильских орехов, яиц, птицы, красного мяса и злаков. Однако его уровень в продуктах разный из-за содержания в почве, в которой он выращивается. Пищу тяжело обогатить этим элементом, так как он не растворяется в воде.

Исследователи считают, что проблему можно решить при помощи коллоидных растворов с использованием наноразмерных форм селена. Ученые сделали его тремя способами: под воздействием лазера, ультразвука и механическим дроблением. Самый чистый раствор без вредных примесей получился в результате лазерной абляции. Кроме того, пятилетние наблюдения показали, что сохраняется и концентрация.

Исследователи проверили раствор на клубнях топинамбура. Он поднял уровень селена в шесть раз.

«В листьях топинамбура сорта „Скороспелка“ содержится 0,75 мг селена на 1 кг сухого образца, а после обработки коллоидным раствором содержание этого вещества в листьях повысилось до 3,6 мг/кг. Содержание селена в клубнях, которые, собственно, и идут в пищу, повысилось с 0,1 мг селена на 1 кг сухого образца до 0,62 мг/кг после обработки. Таким образом, можно говорить о разработке эффективных методов введения растворов наноселена в растительное сырье и создании принципиально нового способа обогащения функциональных продуктов питания наноразмерным селеном», - говорится в сообщении.