Варианты BA.4 и BA.5 нейтрализуются антителами еще хуже других разновидностей “омикрона”

По мнению ученых, из-за этого растет риск повторного заражения

ТАСС, 25 мая. Британские биологи проверили, справляются ли антитела из крови вакцинированных и из некоторых лекарств с частицами вариантов коронавируса BA.4 и BA.5, принадлежащих ветви "омикрона". Оказалось, что эти варианты нейтрализуются в 2-3 раза хуже, чем другие разновидности "омикрона". Результаты лабораторного исследования опубликованы в электронной библиотеке bioRxiv.

Вариант коронавируса "омикрон" обнаружили в конце ноября 2021 года на юге Африки. От преобладавшей тогда "дельты" он отличался примерно полусотней мутаций. Какие-то из этих мутаций позволили ему легче заражать людей, в том числе тех, кто переболел или вакцинировался. "Омикрон" вызвал крупную вспышку в ЮАР, а затем и в других странах.

Позже ученые выявили родственные варианты. Хотя генетически они заметно отличаются от "омикрона" и еще легче передаются между людьми, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) решила, что их тоже следует называть "омикроном". Тем не менее у них есть свои номенклатурные наименования: у "изначального" – BA.1, у остальных – BA.2, BA.3 и т.д.

В последний месяц в разных странах распространяются "омикроны" BA.2.12.1, BA.4 и BA.5. Чтобы оценить их свойства, можно проанализировать данные о заболевших, но такие данные неточны, поступают с запозданием и не всегда позволяют сравнить разные варианты вируса. Другой путь – лабораторные эксперименты. По ним нельзя с уверенностью сказать, что произойдет в организме человека, но кое-какое представление получить все же можно.

Группа молекулярных биологов под руководством профессора Оксфордского университета (Великобритания) Гэвина Скритона выделила антитела из крови людей, трижды привитых вакцинами производства AstraZeneca и Pfizer, а также взяла моноклональные антитела, которые промышленно производят для терапии COVID-19. Этими антителами ученые обработали частицы другого вируса, к которым "приделали" шиповидный белок – это из-за него SARS-CoV-2 похож на корону – от вариантов BA.1, BA.1.1, BA.2, BA.3, BA.4/5 и их предка из Уханя.

Антитела привитых вакциной AstraZeneca нейтрализовали частицы с шипом BA.4/5 примерно в два раза хуже, чем с шипами BA.1 или BA.2, а у привитых вакциной Pfizer разница оказалась трехкратной. Также ученые проверили антитела из крови тех, кто вакцинировался, а потом заразился вариантом BA.1. В этих случаях частицы с шипом BA.4/5 нейтрализовались сначала в 1,5-1,9 раза хуже, чем BA.2 и BA.1, а позже – в 2-3,4 раза хуже.

По мнению авторов работы, варианты BA.4 и BA.5 могут вытеснить BA.2 и вызвать новую волну заболеваемости. Хотя дальнейшую эволюцию коронавируса невозможно предсказать, они считают, что SARS-CoV-2 способен измениться так, чтобы еще легче ускользать от иммунной системы переболевших или вакцинированных.