Рядом с обогатительным комбинатом в Забайкалье обнаружили большое число косуль

Это свидетельствует о низком воздействии Быстринского комбината на живую природу, сообщили в пресс-центре Большой научной экспедиции, которую проводят Сибирское отделение Российской академии наук и "Норникель"

МОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Учет животных рядом с Быстринским горно-обогатительным комбинатом в Забайкальском крае показал высокую численность сибирских косуль, что свидетельствует о низком воздействии предприятия на живую природу. Об этом ТАСС сообщили в среду в пресс-центре Большой научной экспедиции, которую проводят Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН) и "Норникель".

"Нам требовалось провести зимний учет птиц и млекопитающих животных в зоне влияния деятельности комбината. Задача осложнялась тем, что сведения о фауне этой забайкальской территории довольно скудны. Сибирская косуля является наиболее многочисленным охотничьим видом на всех маршрутах, поэтому служит индикатором воздействия комбината на животных. При сравнении показателей плотности косули в различных зонах воздействия мы не увидели значительной разницы по этому показателю", - заявил заведующий лабораторией Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Литвинов, чьи слова приводятся в сообщении.

Всего в ходе учетов в окрестностях Быстринского комбината обнаружены восемь охотничьих видов млекопитающих: сибирская косуля, волк, лисица, колонок, соболь, горностай, заяц-беляк, белка и два вида боровой дичи - каменный глухарь и рябчик. Также на обследованной территории учтено 16 видов других птиц, обычных для Газимуро-Заводского района Забайкальского края.

По словам Литвинова, исследователями пройдено 80 километров по 12 маршрутам на разном удалении от комбината. В поясе значительного воздействия комбината заложено три маршрута, в поясе среднего воздействия - столько же, незначительного - четыре. Еще два маршрута относились к фоновой, контрольной территории. Длина одного маршрута в среднем составила 6,7 километра. Основным методом работы был зимний маршрутный учет, который применяется для оценки численности большинства охотничьих видов млекопитающих в России.

"Косуля комфортно себя чувствует на всех маршрутах вокруг Быстринского ГОК. Было установлено, что для южной части Газимуро-Заводского района характерно преобладание таежной фауны с небольшой долей лесостепных и маньчжурских видов. На территории района расположены значимые охотничье-промысловые угодья. Согласно описаниям, плотность охотничьих видов животных высокая, особенно это касается диких копытных: лося, изюбря, сибирской косули, кабана, а также бурого медведя, соболя, боровой дичи. Присутствуют на этой территории и редкие охраняемые виды животных", - отмечают ученые Сибирского отделения РАН.

Большая научная экспедиция

В начале 2022 года "Норникель" инициировал Большую научную экспедицию - масштабное исследование по изучению биоразнообразия в трех российских регионах, в которых находятся производственные активы компании. Его цель - определение зон воздействия компании и оценка текущего состояния биоразнообразия экосистем. Для выполнения работ были привлечены ученые из Сибирского отделения Российской академии наук.