Коронавирус использует клетки-макрофаги для быстрого распространения по легким

Исследователи надеются, что открытие поможет в создании избирательной терапии, способной предотвращать развитие воспаления легких

ТАСС, 11 мая. Молекулярные биологи из Стэнфордского университета выяснили, что частицы коронавируса SARS-CoV-2 способны заражать особую разновидность белых кровяных телец. Это позволяет вирусу распространяться по легким. Ученые надеются, что с помощью лекарств механизм можно нарушить и предотвратить осложнения COVID-19. Результаты исследования опубликованы в электронной библиотеке bioRxiv.

Белые кровяные тельца, о которых идет речь, - макрофаги в легких. В переводе с греческого "макрофаг" значит "большой пожиратель": эти клетки поглощают патогены, клеточный мусор и выводят их из строя. Но также макрофаги испускают вещества, регулирующие воспаление. Именно чрезмерное воспаление приводит к осложнениям COVID-19.

Исследователи взяли срезы легочной ткани, ввели вирус, а затем проверили, что происходит в инфицированных клетках. Оказалось, что из-за SARS-CoV-2 в макрофагах меняется активность нескольких генов, которые влияют на воспаление. Со временем зараженные иммунные клетки распространились по легким. При этом коронавирус не размножался в макрофагах ближе к поверхности легких, контактирующей с воздухом, и не сказывался на активности их генов.

"Мы показали, что внутритканевые макрофаги легких играют ключевую роль в развитии первых стадий инфекции и в формировании очагов воспалений. Блокировка тех сигналов, которые вырабатывают зараженные макрофаги, потенциально может остановить развитие пневмонии при заражении COVID-19", - пишут исследователи.

В прошлом биологи уже связывали развитие воспалений со способностью коронавируса заражать другие клетки иммунной системы - моноциты.