САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 мая. /ТАСС/. Ученые Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) разработали игрушечную машинку, которая управляется импульсом головного мозга. Планируется, что в дальнейшем проект масштабируют до технологии умного дома, сообщил в понедельник ТАСС заведующий лабораторией когнитивных исследований ГУАП Алексей Козуляев.
"Машинка управляется с помощью сигналов головного мозга - циклы расслабления и концентрации. В наше тревожное время умение расслабляться - очень важно. Мы представляем разработку детям по 25 мая в одном из торговых центров, она позволяет избавиться от распространенной проблемы - дефицит внимания. Если заниматься, тестировать машинку 20 дней по 20 минут, то человек учится приходить в рабочее состояние и выходить из него, управлять собой", - рассказал ученый. Он подчеркнул, что ранее таких игровых машин не было.
Как пояснил Козуляев, технология работает за счет специальных датчиков, расположенных на голове и руках. На голове считываются сигналы с затылочной доли, которая отвечает за расслабление, и с лобной доли, где фиксируется умственная нагрузка и концентрация. На руках располагается мио-датчик (датчик мышцы), который позволяет поворачивать машинку вправо и влево за счет напряжения мышц. В этом главное преимущество данной технологии - она неинвазивная, как, например, разработка Илона Маска, где датчики вживляются в мозг, отметил специалист.
"Когда она просто по прямой едет - это одно, а когда ты дистанционно можешь ее поворачивать - другое. Понятно, что делать это можно с помощью джойстика, но джойстик - это не совсем естественно, а здесь можно персонализировать процесс. То есть можно сжать руку в кулак, и машинка повернет, вы можете настроить эту машинку под себя", - добавил Козуляев.
По словам ведущего инженера лаборатории когнитивных исследований ГУАП Георгия Чемоданова, проще всего приводить в движение машинку сигналом концентрации. Для этого достаточно зачитывать про себя монотонно текст. А вот чтобы работать сигналом расслабления, нужно полностью отпустить себя, закрыть глаза и ни о чем не думать, что намного сложнее.
Как рассказал Козуляев, на очереди находится запуск экосистемы ментальных гонок онлайн и офлайн, где участники будут соревноваться в управлении игровыми машинами и дронами "силой мысли". Онлайн-формат предполагает компьютерную игру с разными уровнями сложности, после получения "свидетельства онлайн-ментапилота" пользователь будет приглашен к участию офлайн на базе авторизованных центров- партнеров. "Эти устройства [игровые машины и ментадроны] - классический пример физических объектов, имеющих цифровой след и цифровое присутствие, так как на их основе разрабатываются объекты экосистем многопользовательских игр и метавселенных", - сказал он.
Управление домом сигналом мозга
По словам специалиста, у каждого человека мозговые волны уникальны, как и отпечатки пальцев. Выделив эту уникальность и разработав математический алгоритм, можно персонализировать электрические приборы и управлять ими. Ученые ГУАП во главе с Алексеем Козуляевым и Антоном Савельевым уже разработали проект сейфа. "С помощью мысли можно открывать замки, сейфы, включать свет, кондиционер и так далее. Более того, для сейфа мы сейчас разрабатываем персонификацию, сначала он вас будет идентифицировать как человека, имеющего право доступа, а потом вы его либо ментасигналом [сигнал головы], либо миосигналом [сигнал мышц] откроете. Пока сейф работает на всех, но до персонализации месяца полтора-два нам осталось", - рассказал Козуляев.
Он добавил, что в планах ученых разработать универсальное устройство контроллинга, которое будет подстраиваться под любые задачи и объединит максимальное количество устройств. Например, одним сигналом мозга или мышц рук человек будет открывать дверь в квартире, другим сигналом включать компьютер и так далее.
"Вокруг нас столько устройств, что у нас не хватает рук, а это мы еще называем концепцией "Третья рука". То есть вы подходите к двери, у вас обе руки заняты, думаете в замок, он вас идентифицирует и открывается. Моя мечта найти бытовые применения ментатехнологиям. Мы не хотим делать на базе одного датчика "машину", которая и плавает, и ездит, и летает, и кофе приносит. Есть задача - есть простое решение, даже если это включение кофеварки", - заключил ученый.