Экологи создали модель, определяющую распределение животных в окружающей среде

Один из леопардов, находящихся под наблюдением, пришел на территорию, предсказанную алгоритмом, через полгода после выпуска на волю

МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Сотрудники Института экологии горных территорий им. Темботова РАН с коллегами из Института проблем экологии и эволюции им. Северцова (ИПЭЭ) РАН создали методы пространственно-явного моделирования для количественных оценок ареала различных млекопитающих и создания геоинформационных систем. Они помогут восстановить на Северном Кавказе численность переднеазиатского леопарда, сообщила в пятницу пресс-служба Минобрнауки России.

Истребление человеком и изменение среды обитания привели к почти полному исчезновению переднеазиатского леопарда на территории России. Однако теперь появилась возможность восстановить популяцию благодаря изобретенным методам пространственно-явного моделирования. Его базовый принцип - разработка реалистичных моделей пространственного распределения видов с учетом сложности окружающей среды. Подобные прототипы улучшат выбор мест выпуска животных в дикую природу и повысят шансы на успешную адаптацию.

"Российские ученые решили применить многокомпонентную модель, учитывающую специфику горных территорий, показатели климата (температуру, осадки, солнечную радиацию и так далее), рельеф (высоту над уровнем моря, уклон и экспозицию склонов), растительность и антропогенные объекты (населенные пункты, дороги, поля, линии электропередач, газопроводы и так далее). Таким образом модель учитывает сложную структуру горных экосистем, максимально приближаясь к реальности", - говорится в сообщении.

Как отмечают исследовали, чтобы создать такой прототип, необходимо собрать всю доступную картографическую информацию. Затем в ходе полевых исследований ученые собирают материал о местах, где обитали или обитают животные. После они совмещают информацию о встречах зверей с информацией об окружающей среде. В итоге формируется цифровая характеристика мест, где леопард чувствует себя комфортно. Далее программа ищет аналогичные места и выдает исследователю готовую карту, где отображены пригодные территории.

Проверить модель в режиме реального времени, как отмечают авторы работы, можно по данным со спутникового ошейника. Он покажет, пришел ли леопард на территорию, предсказанную моделью. На основе этих данных команда спрогнозировала места, куда в ближайшем будущем может прийти выпущенная особь. Так один из леопардов добрался до предсказанной территории уже через полгода после выпуска.

"Сохранение и восстановление флаговых редких видов животных представляет собой комплексную фундаментально-прикладную задачу, позволяющую в том числе обеспечивать сохранение экосистем в целом. Реинтродукция животных является одним из важнейших методов сохранения и восстановления численности видов, находящихся под угрозой исчезновения", — сказал заведующий лаборатории поведения и поведенческой экологии ИПЭЭ РАН, академик РАН Вячеслав Рожнов, слова которого приводятся в сообщении.