Ученые из Самары отправят в космос партию семян растений из Красной книги

Уникальность эксперимента состоит в том, что объектом исследования станут семена не сельскохозяйственных культур, а растений природной флоры

САМАРА, 28 апреля. /ТАСС/. Ученые Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королева отправят на орбиту партию из 30 видов семян редких растений, сообщили в четверг ТАСС в пресс-службе вуза. Среди них есть "потомки" растений, которые были выращены из семян, побывавших в космосе в 2013 году.

"Специалисты Ботанического сада Самарского университета в рамках эксперимента отправят в космос на борту аппарата "Бион-М2" семена более 30 видов редких растений, занесенных в Красную книгу Самарской области. <…> По итогам нового полета ученые оценят, как пребывание на орбите повлияет на всхожесть этих семян и послеполетное развитие всходов, и попробуют проанализировать эффект повторяющегося воздействия космических факторов на поколения растений", - цитирует пресс-служба заведующую кафедрой экологии, ботаники и охраны природы Самарского университета им. Королева Людмилу Кавеленову.

Уникальность эксперимента состоит в том, что объектом их исследования выбраны семена не сельскохозяйственных культур, а растений природной флоры. Кроме того, они относятся к растениям более редких видов, выращенных из семян, уже побывавших в космосе. Предполагается, что эксперимент поможет ответить на вопрос о возможности создания в космосе резервного хранилища семян земных растений.

"Дело в том, что редкие растения физиологически более чувствительны к изменениям, нежели устойчивые виды растений-космополитов, распространенных, как правило, повсеместно почти на всех континентах. Поэтому редкие растения природной флоры могут гораздо ярче показать, насколько сильно могут влиять факторы космического полета на растения", - пояснила сотрудник отдела флоры Ботанического сада Елена Павлова.

Виды растений и влияние космоса

Павлова отметила, что на орбиту отправятся как "дети" "растений-космонавтов" - семена, полученные от растений, выросших из семян, которые побывали в космосе, так и "внуки" - то есть семена растений во втором поколении. "В эксперименте будут задействованы, например, семена гвоздики Андржеевского, льна многолетнего, прострела раскрытого, касатика карликового - все это многолетние травянистые растения, которые встречаются в Самарской области. Лен, прострел и касатик включены в Красную книгу нашего региона", - сказала она, отметив, что на орбиту также отправятся семена растений, которые ранее не изучались в таком аспекте.

В вузе уточнили, что полевые опыты, которые проводились с семенами с первого "Биона-М" в 2013 году, показали, что космос оказал стимулирующее влияние на несколько видов растений. Так, грунтовая всхожесть у них составила 70-80% по сравнению с 30-50% всхожести для семян, не побывавших в космосе. Кроме того, в группах "растений-космонавтов" отмечались необычно крупные экземпляры, заметно опережавшие по развитию растения из контрольной группы.