Эффективность полимерных микрогелей оказалась сопоставима с антибиотиком

Разработка поможет очистить воду от антисептиков и предотвратить развитие лекарственной устойчивости у патогенов

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Ученые из МГУ с коллегами предложили микрогели на основе двух взаимопроникающих полимерных сеток, в которые можно "поймать" молекулы антибактериального вещества. Система позволит очищать воду как от патогенов, так и от самих антисептиков, а также создавать новые обеззараживающие средства и покрытия для медицинского оборудования, сообщила в среду пресс-служба МГУ. Текст исследования опубликован в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Полимерные микрогели - это микро- и наноразмерные шарики гидрогеля, мягкие "губки" из сшитых между собой полимерных цепей, способных сильно набухать при намокании. Вместе с водой такие системы могут поглощать и удерживать разнообразные соединения. Также при правильном подборе параметров микрогели не выпадают в осадок. Также активно изучаются микрогели на основе двух сплетенных друг с другом ("взаимопроникающих") сеток.

"Разработка основана на использовании микрогелей, в которых сплетены цепочки поли-N-изопропилакриламида и полиакриловой кислоты. Первый компонент можно синтезировать из доступного сырья, а еще он чувствителен к температуре: при нагревании свыше 32 градусов Цельсия высвобождает заключенную внутри него жидкость. Второй компонент служит популярным носителем разнообразных биологически активных соединений, в том числе лекарств", - говорится в сообщении.

Микрогели хорошо поглощают бензалкония хлорид - антисептический препарат, который подавляет рост патогенов: от вирусов и простейших до грибков и бактерий. Поглощающая способность составила 0,9 моль лекарства на 1 моль полиакриловой кислоты. Это говорит о возможности использовать изделия на основе такой системы для очистки воды от этого антисептика, что важно на фоне развития множественной лекарственной устойчивости у патогенов. Также емкость позволяет вместить много активного вещества и применять микрогели как обеззараживающие компоненты.

Потенциал своей разработки авторы проверили в экспериментах с сенной палочкой и золотистым стафилококком. Они использовали микрогели в двух формах: жидкой суспензии, как в обычных антисептиках для рук, и мягкой пленки, которую потенциально можно нанести на медицинское оборудование или применять в качестве раневого покрытия. Эффективность системы оказалась сопоставима с коммерческим антибиотиком амоксиклавом.

"Наши результаты говорят о том, что предложенная система действительно работает и на ее основе можно создавать целую линейку разнообразных продуктов для медицинской и экологической сферы, а также для использования в быту. В дальнейшем мы планируем протестировать образцы на расширенном наборе бактерий и вирусов, а также провести испытания по очистке воды", - сказала старший научный сотрудник кафедры физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ Елена Кожунова, слова которой приводятся в сообщении.