Все новости
"Омикрон XE" и другие новые варианты: что известно?
"Омикрон XE" и другие новые варианты: что известно?
"Омикрон XE" и другие новые варианты: что известно?
"Омикрон XE" и другие новые варианты: что известно?
"Омикрон XE" и другие новые варианты: что известно?
Пандемия COVID-19

"Омикрон XE" и другие новые варианты: что известно? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© AP Photo/Kin Cheung
О разновидностях "омикрона", которых выявляют все больше, и новом лекарстве, которое, по заявлениям разработчиков, спасает госпитализированных пациентов, — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ

В новостях мелькают варианты коронавируса. Их столько, что можно запутаться. The Atlantic объясняет, как им присваивают названия, а в The Conversation (1, 2) ученые рассказывают, что известно об этих вариантах.

Вскоре после начала пандемии перед учеными, изучающими эволюцию коронавируса, встала проблема: в одних странах варианты SARS-CoV-2 с разными мутациями называли так, а в других — этак. В марте 2020 года были разработаны номенклатурная система Pango и программное обеспечение PANGOLIN для присвоения названия любому вирусному геному.

Еще в Ухане коронавирус разделился на две линии: A и B. Дальше к этим буквам стали добавлять числа. Например, название B.1.1.7 значит, что это седьмая обнаруженная линия в линии B.1.1, которая, в свою очередь, представляет собой первую обнаруженную линию в линии B.1 (графически это напоминает ветвящееся дерево).

До конца 2020 года линии коронавируса интересовали только ученых, но потом появились варианты, которые отличались свойствами от исходного. Стало ясно, что обычных людей номенклатура Pango сбивает с толку. Тогда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела новую систему — с греческими буквами. Так вариант B.1.1.7 превратился в "альфу".

А потом появился "омикрон" (B.1.1.529) и его многочисленные разновидности. В Pango у этих разновидностей получались слишком длинные названия, поэтому первые три числа заменили еще одной буквой, например B.1.1.529.2 превратился в BA.2. В системе ВОЗ все они называются "омикроном", несмотря значительные отличия геномов и свойств.

Первое время "омикрон" циркулировал вместе с "дельтой", а потом к варианту BA.1 добавился BA.2. Когда разные варианты вируса заражают одну клетку, они могут обменяться генетическим материалом. Тогда возникнет вирус-рекомбинант. Из-за чрезвычайно высокой заболеваемости, обусловленной "омикроном", вероятность таких событий возросла.

Как раз рекомбинанты и попали в новости в последние недели. В Pango для рекомбинантов "забронирована" буква X. Далее к названию, как обычно, добавляются другие буквы и числа. Например, ВОЗ следит за вариантом XD. Если эксперты решат, что он вызывает опасения, то ему присвоят греческую букву. Известны рекомбинанты от XA до XS. Некоторые возникли еще в 2020 году, но не представляли особого интереса.

XD — рекомбинант, которому шиповидный белок на поверхности достался от BA.1, а все остальное — от "дельты" (один из так называемых дельтакронов; другой — XF). Ученые опасались, что этот вариант получил способность BA.1 ускользать от иммунной системы и высокую вирулентность "дельты", но пока незаметно, чтобы он стремительно распространялся.

XE — рекомбинант "омикрона" BA.1 с шиповидным белком от BA.2. По предварительным расчетам, он на 10–20% заразнее BA.2, что делает его самым заразным вариантом за все время. Данных о способности преодолевать иммунитет и тяжести вызываемой болезни пока недостаточно. Вероятно, вакцины защищают от него не хуже, чем от BA.2.

В данный момент нельзя сказать, что вирусы-рекомбинанты в широком смысле более опасные, чем другие разновидности SARS-CoV-2. Но за ними нужно пристально наблюдать. Также необходимо отслеживать по всему миру возникновение новых вариантов. Чтобы снизить риск, надо замедлить распространение SARS-CoV-2. Способы хорошо известны: вакцинация, регулярное тестирование, изолирование больных, качественные маски, вентилирование помещений.

Первое в своем роде лекарство от COVID-19

Фармацевтическая компания Veru объявила, что ее препарат сабизабулин вдвое сокращает число смертей от COVID-19 среди госпитализированных пациентов. Его эффективность оказалась такой заметной, что независимый наблюдательный комитет единогласно рекомендовал не продолжать третью фазу клинических исследований. Правда, разработчики еще не опубликовали подробные данные. О лекарстве рассказывает The New York Times.

Все противовирусные препараты, которые используются для лечения COVID-19, обладают общим недостатком: их нужно принимать как можно раньше (также применяются лекарства, нацеленные на иммунную систему человека, а не SARS-CoV-2). Сабизабулин может стать первым противовирусным средством, эффективным на поздних стадиях болезни.

По словам главы Veru, сабизабулин препятствует перемещению вирусных частиц внутри клеток и воспалительных белков, вырабатываемых иммунной системой. Форма выпуска — капсулы с 9 мг вещества. При необходимости содержимое можно высыпать в зонд, через который кормят больных. Сабизабулин не нужно хранить в холодильнике.

В третьей фазе клинических исследований участвовали пациенты с высоким риском развития острого респираторного дистресс-синдрома — угрожающего жизни воспаления легких. Их разделили на две группы. В обеих пациенты получали стандартное лечение, но в одной они также раз в сутки принимали сабизабулин, а в другой — пустышку.

Об эффективности судили по тому, какая доля больных не умрет в течение 60 дней. В группе плацебо из 52 человек выжило чуть больше половины участников, а из 98 человек, получивших настоящее лекарство, — 80%. Серьезные побочные эффекты не выявлены. Позже станет понятно, ускоряет ли сабизабулин выздоровление, сокращает ли продолжительность госпитализации и т.п.

В январе Управление по вопросам качества продовольствия и медикаментов (FDA) США присвоило сабизабулину особый статус, чтобы ускорить регистрационные процедуры. Разработчики собираются встретиться с представителями FDA в апреле и подать заявку на временное разрешение для их лекарства.

Подготовил Марат Кузаев