В "сибирских джунглях" обнаружили новый вид почвенной амебы

Находка дает новые возможности в изучении уникальной экосистемы "сибирских джунглей", а также дальнейшее использование открытий в сельском хозяйстве, отметили в пресс-службе СПбГУ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 апреля. /ТАСС/. Биологи Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) вместе с учеными из Томска и Новосибирска обнаружили новый вид почвенной амебы в черневой тайге Западной Сибири. Находка дает новые возможности в изучении уникальной экосистемы "сибирских джунглей", а также дальнейшее использование открытий в сельском хозяйстве, сообщили в четверг ТАСС в пресс-службе СПбГУ.

"Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета совместно с коллегами из Томска и Новосибирска обнаружили новый вид почвенной амебы Leptomyxa silvatica n. sp. (от латинского слова silva - лес) в черневой тайге Западной Сибири. Черневая тайга (так называемые сибирские джунгли - прим. ТАСС) - регион Западной Сибири, включенный в реестр уникальных экосистем Всемирного фонда дикой природы. Этот регион отличается исключительным биоразнообразием", - говорится в сообщении.

Как отмечается, ученых привлек в "сибирских джунглях" необъяснимый гигантизм трав. Летом травяной покров в этой местности имеет среднюю высоту 1,5-2 м, он способен полностью скрыть человека или всадника на коне. Ученые провели исследования протозойного компонента почвы, в частности разнообразия амебоидных протистов, которые играют важную роль в жизни почвенных микроорганизмов, круговороте вещества и энергии в почвенных местообитаниях. В результате был обнаружен ряд редких и новых для науки видов амеб.

"Мне пришла в голову идея, что этот гигантизм является результатом влияния не столько климатических условий, сколько, скорее всего, объясняется уникальными свойствами микробиоты почвы. И если в этом феномене хорошо разобраться, то вполне возможно, [что] это открытие можно будет использовать в сельском хозяйстве. У нас уже есть некоторые подтверждения данной гипотезы", - процитировали в пресс-службе руководителя проекта, профессора СПбГУ Аллу Лапидус.

Углубленное изучение черневой тайги

По данным пресс-службы, углубленное изучение черневой тайги необходимо в том числе для защиты ее почвы. Деградация редчайшего природного ресурса может иметь необратимые негативные последствия, при которых восстановление уникальной экосистемы окажется невозможным. В исследованиях также принимают участие Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии, Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН.

"Исследования молекул ДНК, выделенных прямо из различных типов почв, показывают, что "своими глазами" мы видели не более 5% обитающих там организмов. Неоткрытыми остаются не только отдельные виды, но целые крупные группы почвенных простейших. По этой причине так важны современные молекулярно-морфологические исследования, которые показывают нам, кому принадлежат обнаруженные сиквенсы и кто же на самом деле живет у нас в прямом смысле слова под ногами и вносит свой немаленький вклад в процессы, происходящие в почвах черневой тайги", - привели в пресс-службе слова доцента кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ Алексея Смирнова.