ТАСС, 4 апреля. Медики выяснили, что хроническая боль, сопровождающая постковидный синдром, возникает из-за сбоев в работе нейронов спинного мозга, отвечающих за распознавание болевых ощущений. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба Американского общества фармакологии и экспериментальной терапии (ASPET).
"Многие носители постковидного синдрома жалуются на нарушения в работе органов чувств, в том числе на хроническую боль. Мы раскрыли сбои, которые коронавирус вызывает в работе отдельных регионов спинного мозга, связанных с передачей болевых сигналов", - заявил научный сотрудник Медицинской школы госпиталя Маунт-Синай в Нью-Йорке (США) Рэндалл Серафини, чьи слова приводит пресс-служба ASPET.
Многие люди, перенесшие коронавирусную инфекцию в легкой или тяжелой форме, страдают в последующие несколько месяцев от постковидного синдрома. Он выражается в хронической усталости, выпадении волос, одышке и обострении хронических заболеваний, что, предположительно, связано с постоянно высокой активностью иммунной системы.
Как отмечают Серафини и его коллеги, одно из самых распространенных проявлений постковидного синдрома заключается в том, что пациент начинает испытывать необъяснимые болевые ощущения и сбои в работе органов чувств. Американским медикам удалось раскрыть причины их развития в опытах на хомячках, переболевших COVID-19.
Последствия коронавирусной инфекции
Во время наблюдений за переболевшими животными исследователи заметили, что хомячки необычно резко реагировали даже на очень легкие прикосновения к их коже, причем эта повышенная чувствительность не исчезла у них через несколько недель после выздоровления. Более того, в последующие месяцы хомячки начали испытывать хронические боли, сила которых росла, а не падала.
Это открытие заставило ученых детально изучить работу регионов нервной системы грызунов, связанных с реакцией на касания и боль. Для этого ученые проанализировали то, какие гены были активны в тех нейронах спинного и головного мозга хомячков, которые были непосредственно задействованы в распознавании болевых реакций. Аналогичные замеры Серафини и его коллеги провели для здоровых хомячков и животных, переболевших гриппом.
Последующее сравнение результатов этих опытов показало, что проникновение SARS-CoV-2 в организм хомячков привело к развитию долговременных нарушений в работе клеток так называемых ганглиев задних корешков спинного мозга, одной из структур, связанных с передачей сигналов о боли в головной мозг. Эти сбои, в свою очередь, были связаны с тем, что нейроны грызунов начали вырабатывать большие количества белка ILF3, сигнальной молекулы, свойства которой пока почти не изучены.
Открыв эту взаимосвязь, американские медики проверили, что произойдет, если ввести в организм хомячков вещество, блокирующее выработку ILF3. Эти опыты показали, что инъекции экспериментального препарата полностью подавили хроническую боль и резко снизили чувствительность кожи. В ближайшее время ученые планируют проверить это вещество в опытах на более крупных животных и добровольцах, страдающих от постковидного синдрома.