САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 марта. /ТАСС/. Ученые Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) создали доступный нанокомпозит для изготовления водородных топливных ячеек подводных лодок и авиакосмической техники. Новая технология не только дешевле импортируемых аналогов из Европы, Японии и США, но и превосходит их по многим параметрам, сообщила в пятницу ТАСС пресс-служба вуза.
"Ученые кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов СПбГУПТД создали новое нанокомпозитное волокно для изготовления газодиффузионных пластин - важнейшего компонента водородных топливных ячеек для подводных лодок и авиакосмической техники. Благодаря альтернативной технологии производства новый материал обходится на 80 % дешевле существующих импортируемых аналогов, которые сегодня закупаются в Европе, Японии и США. Российская разработка также превосходит зарубежные образцы по многим эксплуатационным параметрам", - говорится в сообщении.
Согласно данным, которые приводит пресс-служба вуза, высокопористые пластины из нанокомпозитного волокна обеспечивают доставку водорода и кислорода в зону реакции водородной топливной батареи. Это способствует образованию электрического тока. Двигатель подводной лодки на водородных топливных элементах является дополнительной системой к основной силовой установке. При этом он способен увеличить автономность субмарины в три - четыре раза.
"Преимущество нашей технологии над зарубежной состоит в том, что нам не требуется традиционное дорогое сверхчистое сырье - полиакрилонитрил. Можно использовать даже неутилизируемые отходы текстильных предприятий на основе полиоксадиазола. Также в нашей технологии отсутствуют дорогостоящие этапы производства, такие как предокисление и вытяжка волокна", - процитировали в пресс-службе разработчика, профессора СПбГУПТД Владимира Лысенко.
Как отметил разработчик, новая технология с улучшенными характеристиками является не только вкладом в импортозамещение. А также способом снижения себестоимости самих газодиффузионных пластин за счет упрощения производства и использования нового дешевого сырья. Это открывает возможности для широкого применения водородных топливных элементов, например, в качестве источника энергии для беспилотников, электромобилей и других транспортных средств.
В пресс-службе подчеркнули, что создание нового нанокомпозитного волокна является результатом работы группы ученых в стратегическом проекте вуза "Умные материалы, волокна и текстиль" по программе Минобрнауки "Приоритет 2030".