Время подготовки сенсора для обнаружения антибиотиков в молоке снижено в 16 раз

Ученые предложили технологию, которая позволит повысить чувствительность и селективность сенсоров для выявления антибиотиков в молоке и мясе, а также снизить время их подготовки к работе до 1,5 часов

МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Коллектив российских ученых предложил технологию, которая позволит повысить чувствительность и селективность сенсоров для выявления антибиотиков в молоке и мясе, а также снизить время их подготовки к работе с 24 до 1,5 часов. Об этом в среду сообщается на сайте РАН.

"Разработка Липецкого государственного технического университета и Института проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН позволяет сократить с 24 до 1,5 ч время подготовки сенсора на основе магнитных углеродных нанокомпозитов для быстрого выявления в продуктах животноводства ципрофлоксацина - антибиотика широкого профиля, активно применяющегося в ветеринарии", - говорится в сообщении.

Пьезоэлектрические сенсоры положительно зарекомендовали себя в анализе пищевых продуктов, объектов окружающей среды, биологических сред. Чувствительность такого сенсора определяется концентрацией и пространственной доступностью распознающих молекул на поверхности электрода. В последнее время при разработке сенсоров применяют различные наноматериалы, в частности, углеродные нанотрубки, способствующие увеличению удельной поверхности распознающего слоя без существенного увеличения его массы.

Для этого обычно наносят несколько слоев распознающего покрытия. Однако процесс формирования такого многослойного покрытия занимает много времени, и часто происходит его разрушение из-за разрыва связей с поверхностью металлического электрода. Поэтому значительная часть современных исследований по созданию биосенсоров посвящена применению магнитных наночастиц, скомбинированных с углеродными нанотрубками.

Для использования этой технологии российскими учеными была разработана ячейка детектирования пьезоэлектрического сенсора. В качестве сенсоров в ней применены пьезокварцевые резонаторы с золотыми электродами диаметром 8 мм. Результаты исследований показали, что с помощью пьезоэлектрического сенсора с распознающим слоем на основе магнитных углеродных нанокомпозитов можно осуществлять чувствительное и селективное определение ципрофлоксацина в пищевой продукции.

При этом, как отмечают авторы работы, существенно упрощается процедура создания распознающего слоя за счет применения внешнего магнитного поля, что позволяет сократить время подготовки сенсора к анализу по сравнению с традиционно используемыми многослойными способами с 24 до 1,5 часов. Это также способствует увеличению срока службы сенсора - до 33 циклов измерений после регенерации слоя.